«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕЧКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ»
Маркова Ольга Николаевна
воспитатель, ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат №23»
"Игра имеет важное значение в жизни ребенка.… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет».
А.С. Макаренко [1]
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра в начальной школе поможет педагогу сблизиться с детьми, освободить их от излишнего напряжения, заторможенности. Тогда игра не только приобщит детей к учебному процессу, но и поможет создать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, хорошее отношение к учебе, поможет им привыкнуть к новым для них условиям, создаст условия для продуктивного взаимодействия с одноклассниками. В игре происходит адаптация младших школьников к системе общественно-полезной деятельности.
В развитии и воспитании младших школьников помогает дидактическая игра. Дидактические игры - это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей.
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. Развивая речь, мы так же развиваем способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Дети с нарушениями слуха играют не менее охотно, чем нормально слышащие дети. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их.
Однако наряду с этим игры детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей отличающих их от игр, нормально слышащих детей.
Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у ребенка с нарушенным слухом отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль.
Чтобы у детей с нарушением слуха возникла потребность в новых словах, воспитателю нужно правильно организовывать и проводить дидактические игры.
При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха.
Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.
Содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни.
В дидактической игре детьми с нарушениями слуха могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем в процессе систематического развития речи повысить уровень отработки значений.
В своей работе воспитатель использует дидактические игры во внеурочной деятельности младших школьников, которые разработаны Е.Г.Речицкой [2] специально для детей с нарушением слуха.
Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в новой обстановке, одновременно непроизвольно активируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку. Дети непринужденно переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач.
При организации и проведении дидактических игр со слабослышащими школьниками воспитатель соблюдает определенные педагогические условия. Игры не должны быть длительными по времени (до 15 минут). Игры воспитатель организовывает во второй половине дня, после самоподготовки. В играх должны участвовать все дети.
При планировании серии игр использует различные вариативные типы игр (с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся) - словесные и настольно-печатные, с постепенным усложнением содержания.
Дидактические игры во внеурочное время содействуют закреплению ранее приобретенных умений по восприятию речи, неречевых звуков, формированию новых слуховых представлений. Дидактические игры помогают в решении общих образовательно-коррекционных задач: воспитание у детей с нарушениями слуха навыков ориентировки в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления, развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков.
Последовательность планируемых игр в работе воспитателя определяется нарастанием сложности слуховой задачи, уровнем развития слухового восприятия. Для успешного развития слуха воспитатель проводит игры систематически. В соответствии с возрастом детей игры усложняются.
Игры, направленные на развитие слухового восприятия во внеклассное время, воспитатель проводит не менее одного раза в неделю со всеми учащимися, начиная с подготовительного класса.
Игра строится таким образом, чтобы каждый ребенок с нарушением слуха был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства учащихся.
Используемые в игре звуки должны являться сигналами реальных предметов окружающего мира, знакомых слабослышащим детям из жизненной практики и представляющих для них определенный интерес. Только тогда звуковые впечатления приобретут определенный смысл и будут содействовать активизации мышления учащихся в процессе игр, максимальной мобилизации слуховых возможностей.
В своей работе воспитатель при проведении дидактических игр использует речевой материал, который обязательно связан с содержанием различных уроков, внеклассных занятий во внеурочной и внешкольной деятельности детей. Мнение классного руководителя и учителя по слуховой работе в этом случае является чрезвычайно важным.
Таким образом, содержание игр воспитатель планирует совместно с учителем класса, учителем по слуховой работе. Они разрабатывают комплекс дидактических игр по развитию речи младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности и используют в коррекционно-педагогической работе воспитателя.
Для преодоления затруднений в организации и проведения игр воспитатель использует следующие методические приемы: показ воспитателем действий; показ игровых действий с привлечением детей; совместные игровые действия воспитателя и детей; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий; называние игровых действий и предметов.
Систематичное применение дидактических игр во внеурочной деятельности детей с нарушениями слуха оказывает положительное влияние на развитие познавательной сферы и речи детей с нарушениями слуха.
Таким образом, используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме.
ЛИТЕРАТУРА
Макаренко А.С. Игра//Сочинения: В 4 т. Т.4. - М., 1957.
Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида/ Под ред. Е. Г. Речицкой. - М., 2005.
Речицкая Е.Г. Логические задачи в подготовительном классе школы глухих // Вопросы сурдопедагогики. - М., 1975.