Использование игры на нетрадиционных уроках математики
Нетрадиционные уроки – это импровизированная, наиболее привлекательная форма обучения младших школьников. Особенность нетрадиционных уроков состоит в том, что они во многом напоминают учащимся внеклассные формы работы, поэтому они нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы.
Как отмечает И.П. Подласый, нетрадиционные уроки способствуют формированию у учащихся познавательной мотивации, которая определяется не внешними побуждениями (отметка, похвала, наказание), а интересом учащихся к изучению математике, их стремлением на урок, где им содержательно и интересно .
По мнению Т.Б. Кропочевой, значение использования нетрадиционных уроков состоит в том, что:
они способствуют реализации познавательных целей обучения, повышают производительность труда учащихся;
приучают детей к самостоятельности, активности в общении с товарищами, ответственности;
дают прекрасные возможности для развития мышления, воображения, устной речи младших школьников;
делают объективным процесс самооценки и оценки других учащихся;
повышают познавательный интерес к предметам, способствуют формированию прочных знаний.
Среди нетрадиционных уроков можно выделить следующие их виды:
Уроки-игры, включающие в себя ролевые, деловые, дидактические
игры, уроки-аукционы, уроки, построенные по типу телевизионных игровых программ («Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Счастливый случай» и др.). Данные виды уроков более всего напоминают внеклассные формы организации учебной работы, они особенно привлекают учащихся наличием элементов соревнования, состязательности, необычностью. Методика их проведения во многом определяется творческим подходом учителя.
2. Интегрированные уроки. Особенность интегрированных уроков заключается в том, что в их основе лежит интегративно-тематический подход, характерный тем, что за содержательную единицу берется не урок (учебный предмет), а определенная учебная тема. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
3. Уроки, в основе которых заложено проблемное обучение и
механизм реализации творчества учащихся и учителей. Это уроки творчества, уроки решения проблем, уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-«мозговой штурм», уроки-исследования, уроки-наблюдения, уроки-пресс-конференции, уроки-«круглые столы» и др.
Уроки с индивидуально - групповой формой работы: уроки
взаимообучения учащихся, уроки взаимоконтроля знаний, уроки коллективных средств обучения, уроки, которые ведут сами учащиеся, уроки «круговая тренировка».
Уроки, в основе которых лежит программированное, компьютерное
обучение: компьютерные уроки, уроки тестирования знаний, уроки с использованием дистанционного обучения.
5.Уроки на основе единства всех видов, принципов, методов обучения: бинарные уроки, уроки погружения, интегрированные уроки и т.д. [17]
Наибольший интерес для младших школьников представляют нетрадиционные уроки-игры.
Обычно такие уроки проводятся в конце четверти или учебного года и представляют собой повторение изученного. При этом класс делится на команды, которые соревнуются друг с другом. Уроки – игры могут включать в себя комплекс самых различных математических игр. Например:
1 Игра «Кто быстрее?»
На доске записаны примеры. Каждый участник команды подбегает, решает один пример и передает эстафету следующему. Команда, быстрее и правильно решившая все примеры, получает балл.
2.Геометрическая игра «Собери робота»
Участники команд берут из корзинок геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, многоугольники и т.д. и крепят их на доске так, чтобы получился робот. Оценивается качество работы, скорость.
3. «Математическая эстафета»
В игре используют 10 кругов и 10 треугольников. Учитель делит класс на 3 команды. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число