СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти и воображения у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти и воображения у детей"

Просмотр содержимого документа
«"Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти и воображения у детей"»

   «Использование дидактических игр на уроках литературного чтения  для развития памяти, воображения детей»  Докладчик: Божко  А . А . МАОУ Каменская СОШ 07.10.2020 1

«Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей»

Докладчик: Божко А . А .

МАОУ Каменская СОШ

07.10.2020

1

                    2

2

Дидактическая игра  — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.  Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. 3

Дидактическая игра  — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

3

Виды дидактических игр По характеру педагогического процесса выделяются игры: обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные. 4

Виды дидактических игр

  • По характеру педагогического процесса выделяются игры:
  • обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные.

4

Условия проведения игры на уроке: игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса; игра должна иметь запоминающееся название; игра должна содержать действительно игровые элементы; игра должна иметь обязательные правила,  которые нельзя нарушать; игра должна содержать в себе элементы,  которые лучше запоминаются при  групповой работе. 5

Условия проведения игры на уроке:

  • игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;
  • игра должна иметь запоминающееся название;
  • игра должна содержать действительно игровые элементы;
  • игра должна иметь обязательные правила,

которые нельзя нарушать;

  • игра должна содержать в себе элементы,

которые лучше запоминаются при

групповой работе.

5

5

5

Организационный этап урока Игровой приём «Сигнал - «Три!». Суть приема в сосредоточении и привлечении внимания детей, учащимся необходимо начать урок и после приветствия учителя занять место за партой по сигналу «Три!». Учитель называет числа по порядку, но с «ловушками». Например: «Один, два, два!», «Один, два, ноль!» и т.п. и в заключении называется верное условие.

Организационный этап урока

Игровой приём «Сигнал - «Три!».

Суть приема в сосредоточении и привлечении внимания детей, учащимся необходимо начать урок и после приветствия учителя занять место за партой по сигналу «Три!». Учитель называет числа по порядку, но с «ловушками». Например: «Один, два, два!», «Один, два, ноль!» и т.п. и в заключении называется верное условие.

Игры на этапе оперативного контроля Игровой приём «ДА, НЕТ». Детям предлагаются варианты ответов, где ставится плюс или минус. Ответы могут быть заданы: в письменном виде; на карточках; на доске; на слайде; учитель зачитывает вслух; и т. д. Среди верных ответов могут быть ответы - «ловушки», формулировки которых могут вызвать удивление или носить шуточный характер.

Игры на этапе оперативного контроля

Игровой приём «ДА, НЕТ».

Детям предлагаются варианты ответов, где ставится плюс или минус. Ответы могут быть заданы:

в письменном виде;

на карточках;

на доске;

на слайде;

учитель зачитывает вслух; и т. д.

Среди верных ответов могут быть ответы - «ловушки», формулировки которых могут вызвать удивление или носить шуточный характер.

Этап подготовки к восприятию произведения Игра «Шифровка»  Расшифруйте название произведения .   1 А 2 Н Б Ж 3 В Ш И У  Г 4 Н З Д О Л В К Я Ч П А Б1 А3 В3 Г4 Г2 А2 А4 Г2 В4 Г4 Ответ: «Живая шляпа»

Этап подготовки к восприятию произведения

Игра «Шифровка»

Расшифруйте название произведения .

 

1

А

2

Н

Б

Ж

3

В

Ш

И

У

Г

4

Н

З

Д

О

Л

В

К

Я

Ч

П

А

Б1 А3 В3 Г4 Г2 А2 А4 Г2 В4 Г4

Ответ: «Живая шляпа»

«Угадай автора».   Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий. КТО ЭТО? • Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н. Толстой); • Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин).

«Угадай автора».

Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий.

КТО ЭТО?

• Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н. Толстой);

• Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин).

«Шифровка» Используя порядок букв в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке. 17, 18, 10, 26, 3, 10, 15. Пришвин

«Шифровка»

Используя порядок букв в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке.

17, 18, 10, 26, 3, 10, 15.

Пришвин

«Потерянные слова» Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»: Доедая с маслом… булку, Братья шли по… переулку. Вдруг на них из… закоулка Пес большой залаял… гулко…

«Потерянные слова»

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

Доедая с маслом… булку,

Братья шли по… переулку.

Вдруг на них из… закоулка

Пес большой залаял… гулко…

«Сочини стихотворение» Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог должен придумать первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение. Распахнули мы окно… (Стало в комнате светло..)

«Сочини стихотворение»

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление.

Педагог должен придумать первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.

Распахнули мы окно…

(Стало в комнате светло..)

«Загадка – для ума зарядка» Едва повеяло зимой -  Они всегда со мной.  Согреют две сестрички,  Зовут их ...

«Загадка – для ума зарядка»

Едва повеяло зимой - Они всегда со мной. Согреют две сестрички, Зовут их ...

«Поймай ошибку»   Цель: Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других. Игровое действие. В нашем тексте только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать. Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

«Поймай ошибку»

  • Цель: Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.
  • Игровое действие. В нашем тексте только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.
  • Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
Анаграмма “Звери” Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”. Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочтите слова:  демьевд, илвко,  ельно, аканб.

Анаграмма “Звери”

Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.

  • Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочтите слова:

демьевд, илвко,

ельно, аканб.

“ Узнай сказку” 1. - По опорным словам, определи название сказки. Три дочери, купец, чудище Кобылица царь братья Королевич царевна царица богатыри 2. - Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из какого произведения этот предмет.

Узнай сказку”

1. - По опорным словам, определи название сказки.

  • Три дочери, купец, чудище
  • Кобылица царь братья
  • Королевич царевна царица богатыри

2. - Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте.

Угадайте, из какого произведения этот предмет.

Игра «Хороший-плохой

Игра «Хороший-плохой" («Хлопай - топай»)

Когда называются положительные персонажи (герои)-

нужно хлопать ,

когда отрицательные (злодеи)- топнуть.

Золушка, мачеха, крёстная, сёстры, принц …

«Восстанови слова» Србрн кптц - Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке. (Серебряное копытце)

«Восстанови слова»

Србрн кптц

- Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

(Серебряное копытце)

«Установи последовательность» Задание: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.  Перечень эпизодов: • Старшие братья караулят сад. • Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. • Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы. • Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.

«Установи последовательность»

Задание: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.

Перечень эпизодов:

• Старшие братья караулят сад.

• Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.

• Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.

• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.

 «Горячий стул». Задание : определи героев произведения.   Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя с наименьшим количеством подсказок. Пример: загадывается Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». • Героиня басни; • Героиня басни И. А. Крылова; • К старости слаба глазами стала; • Достала себе с полдюжины очков • и так далее...

«Горячий стул».

Задание : определи героев произведения.

Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя с наименьшим количеством подсказок.

Пример: загадывается Мартышка из басни

И.А. Крылова «Мартышка и очки».

• Героиня басни;

• Героиня басни И. А. Крылова;

• К старости слаба глазами стала;

• Достала себе с полдюжины очков

• и так далее...

«Закончи произведение» Задание: 1. Прочитайте часть произведения (без концовки). 2. Придумайте свою концовку. 3. Прочитайте концовку, которую придумал писатель.

«Закончи произведение»

Задание:

1. Прочитайте часть произведения (без концовки).

2. Придумайте свою концовку.

3. Прочитайте концовку, которую придумал писатель.

Заключение  Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала  от учения, а наоборот, способствовала  интенсификации умственной работы.

Заключение 

  • Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
  • Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
  • Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала

от учения, а наоборот, способствовала

интенсификации умственной работы.

«Чем больше в обыденной педагогике умной игры, тем выше  шансы воспитания умного человека».  М. Яснов

«Чем больше

в обыденной педагогике умной игры,

тем выше

шансы воспитания умного человека».

М. Яснов