СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических игр при формировании навыков чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал могут использовать воспитатели, учителя начальных классов, логопеды коррекционных образовательных учреждений, детских садов.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр при формировании навыков чтения у младших школьников с умственной отсталостью»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРОВСКАЯ ШКОЛА -ИНТЕРНАТ»   Использование дидактических игр при формировании навыков чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Федорова Ирина Юрьевна  Серов 2021 г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРОВСКАЯ ШКОЛА -ИНТЕРНАТ»

Использование дидактических игр при формировании навыков чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Учитель начальных классов

Федорова Ирина Юрьевна

Серов

2021 г

 Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.  Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Существует множество классических и инновационных подходов к обучению младших школьников. Наибольшую привлекательность для детей имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения.

Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Существует множество классических и инновационных подходов к обучению младших школьников. Наибольшую привлекательность для детей имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения.

 В процессе работы я обратила внимание на то, что у детей с интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. Мышление конкретно и примитивно, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли, незрелая школьная мотивация. И все это приводит к сложностям в процессе обучения чтению.  У данной категории детей преобладает игровая деятельность. Включение дидактических игр в структуру уроков чтения и развития речи стимулирует познавательные интересы, создает у школьников положительно эмоциональный настрой, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал, исправить недостатки речевого развития детей, активизировать их познавательную деятельность.

В процессе работы я обратила внимание на то, что у детей с интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. Мышление конкретно и примитивно, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли, незрелая школьная мотивация. И все это приводит к сложностям в процессе обучения чтению.

У данной категории детей преобладает игровая деятельность. Включение дидактических игр в структуру уроков чтения и развития речи стимулирует познавательные интересы, создает у школьников положительно эмоциональный настрой, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал, исправить недостатки речевого развития детей, активизировать их познавательную деятельность.

 Дидактические игры, используемые мной на уроках  1. «Бродилки» 2. «Слоговые пазлы»

Дидактические игры, используемые мной на уроках

1. «Бродилки»

2. «Слоговые пазлы»

3. «Найди половинку»   4. «Буква — проказница»

3. «Найди половинку»

4. «Буква — проказница»

5. «Читай по первым буквам» 6. «Слова из букв»

5. «Читай по первым буквам»

6. «Слова из букв»

7. «Слог потерялся»

7. «Слог потерялся»

В КАЖДОЙ ИГРЕ ВОЗМОЖНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАЦИИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКЕ ФРОНТАЛЬНО, ВКЛЮЧАТЬ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ, ПРЕДЛАГАТЬ В ВИДЕ ВНЕКЛАССНОГО ЗАДАНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВО ТАКИХ ИГР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ. УХОДИТ МОНОТОННОСТЬ И ТРУДНОСТЬ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ. ИГРАЯ, РЕБЕНОК ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЕТ БУКВОСОЧЕТАНИЯ, ЕМУ НЕ НУЖНО КАЖДЫЙ РАЗ ИХ ВНОВЬ ПРОЧИТЫВАТЬ – ТАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫЙ НАВЫК. ВСЛЕД ЗА ЭТИМ ПРИХОДИТ И ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА.   Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают программный материал.

В КАЖДОЙ ИГРЕ ВОЗМОЖНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАЦИИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКЕ ФРОНТАЛЬНО, ВКЛЮЧАТЬ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ, ПРЕДЛАГАТЬ В ВИДЕ ВНЕКЛАССНОГО ЗАДАНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВО ТАКИХ ИГР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ. УХОДИТ МОНОТОННОСТЬ И ТРУДНОСТЬ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ. ИГРАЯ, РЕБЕНОК ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЕТ БУКВОСОЧЕТАНИЯ, ЕМУ НЕ НУЖНО КАЖДЫЙ РАЗ ИХ ВНОВЬ ПРОЧИТЫВАТЬ – ТАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫЙ НАВЫК. ВСЛЕД ЗА ЭТИМ ПРИХОДИТ И ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают программный материал.