Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр при формировании навыков чтения у младших школьников с умственной отсталостью»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРОВСКАЯ ШКОЛА -ИНТЕРНАТ»
Использование дидактических игр при формировании навыков чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Учитель начальных классов
Федорова Ирина Юрьевна
Серов
2021 г
Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Существует множество классических и инновационных подходов к обучению младших школьников. Наибольшую привлекательность для детей имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения.
В процессе работы я обратила внимание на то, что у детей с интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. Мышление конкретно и примитивно, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли, незрелая школьная мотивация. И все это приводит к сложностям в процессе обучения чтению.
У данной категории детей преобладает игровая деятельность. Включение дидактических игр в структуру уроков чтения и развития речи стимулирует познавательные интересы, создает у школьников положительно эмоциональный настрой, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал, исправить недостатки речевого развития детей, активизировать их познавательную деятельность.
Дидактические игры, используемые мной на уроках
1. «Бродилки»
2. «Слоговые пазлы»
3. «Найди половинку»
4. «Буква — проказница»
5. «Читай по первым буквам»
6. «Слова из букв»
7. «Слог потерялся»
В КАЖДОЙ ИГРЕ ВОЗМОЖНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАЦИИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКЕ ФРОНТАЛЬНО, ВКЛЮЧАТЬ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ, ПРЕДЛАГАТЬ В ВИДЕ ВНЕКЛАССНОГО ЗАДАНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВО ТАКИХ ИГР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ. УХОДИТ МОНОТОННОСТЬ И ТРУДНОСТЬ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ. ИГРАЯ, РЕБЕНОК ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЕТ БУКВОСОЧЕТАНИЯ, ЕМУ НЕ НУЖНО КАЖДЫЙ РАЗ ИХ ВНОВЬ ПРОЧИТЫВАТЬ – ТАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫЙ НАВЫК. ВСЛЕД ЗА ЭТИМ ПРИХОДИТ И ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают программный материал.