ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта:
« Использование дидактических игр в работе
по коррекции нарушений звукопроизношения»
Выполнила:
Мащенко Анна Ивановна
учитель-логопед
МКОУ «СОШ №10
Ставрополь, 2024 год
Актуальность данной темы
Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили. Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении письма и чтения. Поэтому если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.
Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством системы дидактических игр.
Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.
«Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).
Проблема
Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.
Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.
Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.
Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо широко использовать систему дидактических игр.
Цель: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.
Задачи
Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.
Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.
3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).
Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр.
5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.
6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.
Распространить опыт работы через активные формы работы: мастер-класс, родительские собрания, буклеты.
Прогнозируемый результат проекта
В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей:
Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
выработаются необходимые артикуляционные уклады;
увеличится речевой выдох;
улучшатся фонематические процессы;
сформируются навыки правильного звукопроизношения;
повысится мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.
В результате систематической работы учителя-логопеда с педагогами начального звена и родителями:
Повысится уровень педагогической компетентности родителей и степень участия их в коррекционном процессе,
положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;
заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое:
организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,
применяются дидактические игры,
интерактивные средства обучения.
Кадровое:
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:
1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
2 этап – постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.
3 этап – дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.
Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения.
Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.
План реализации проекта
Участники | Мероприятия | Сроки реализации |
Подготовительный этап |
Работа с учащимися | 1. Логопедическое обследование 2.Комплектование групп 3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков | сентябрь |
Работа с учителями | 1. Ознакомление с результатами логопедического обследования 2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики | сентябрь |
Работа с родителями | 1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования 2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики 3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики | сентябрь |
Основной этап |
Работа с учащимися | 1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики 2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков 3. Постановка и автоматизация звуков. 4. Активное использование на занятиях по автоматизации звуков дидактических игр. | Октябрь-ноябрь |
Работа с учителями | 1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время; 2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха. 3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности. | Октябрь-ноябрь |
Работа с родителями | 1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях. 2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей. 3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе. | Октябрь-ноябрь |
Заключительный этап |
Работа с учащимися | 1. Логопедическое обследование 2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр; 3. Подготовка и проведение заключительного занятия | Декабрь |
Работа с учителями | 1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы . 2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности. | Декабрь |
Работа с родителями | 1. Знакомство с результатами заключительной диагностики; 2. Подготовка буклета-памятки «Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков». 3. Участие в итоговом занятии «Праздник речи» 4. Подведение итогов проекта. | Декабрь |
Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
Список литературы
Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» М., 2004
Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.
О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012
Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)
Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.
Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7.