СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект: « Использование дидактических игр в работе  по коррекции нарушений звукопроизношения»

 

Просмотр содержимого документа
«« Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»»

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра специального и инклюзивного образования












Тема проекта:

« Использование дидактических игр в работе

по коррекции нарушений звукопроизношения»






Выполнила:

Мащенко Анна Ивановна

учитель-логопед

МКОУ «СОШ №10















Ставрополь, 2024 год




Актуальность данной темы

 Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили.  Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении  письма и чтения. Поэтому  если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их  на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.    

 Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством    системы дидактических игр.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности  звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.  

 «Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и  поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Проблема 

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников  необходимо широко использовать систему дидактических игр.

Цель:  Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.

Задачи 

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.

  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха. 

3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

  1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр. 

5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.

6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе. 

  1. Распространить опыт работы через активные формы работы: мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

Прогнозируемый результат проекта

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей: 

  • Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.

  • выработаются необходимые артикуляционные уклады;

  • увеличится речевой выдох;

  • улучшатся  фонематические процессы;

  • сформируются навыки правильного звукопроизношения;

  • повысится мотивационная готовность детей к занятиям по    коррекции звукопроизношения.

В результате систематической работы учителя-логопеда  с педагогами начального звена и родителями: 

  • Повысится уровень педагогической компетентности родителей  и степень участия их в коррекционном процессе,

  • положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;

  • заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения. 

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое:

  •  организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,

  •  применяются дидактические игры, 

  • интерактивные средства обучения. 

Кадровое:

  • учитель-логопед и учителя начального звена 

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа: 

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков. 

2 этап – постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. 

3 этап – дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта  в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения. 

Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.

 

План реализации проекта

 

Участники

 

 

Мероприятия

Сроки реализации

 

Подготовительный этап

 

Работа с учащимися

1. Логопедическое обследование

2.Комплектование групп 

3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков

 

сентябрь

Работа с учителями

 

 

1. Ознакомление с результатами логопедического обследования

2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики

 

сентябрь

 

Работа с родителями

 

1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования

2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики

3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики

 

сентябрь

Основной этап

 

Работа с учащимися

1.  Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики

2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков

3. Постановка и автоматизация звуков.

4. Активное использование на занятиях по автоматизации звуков дидактических игр.

Октябрь-ноябрь

Работа с учителями

 

 

1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время;

2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха.

3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

 

Октябрь-ноябрь

Работа с родителями

 

1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях.

2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей.

3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе.

 

Октябрь-ноябрь

Заключительный этап

 

Работа с учащимися

1. Логопедическое обследование

2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр;

3. Подготовка и проведение заключительного занятия 

Декабрь

 

Работа с учителями

 

 

1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы .

2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

 

Декабрь

 

Работа с родителями

 

1. Знакомство с результатами заключительной диагностики;

2.  Подготовка буклета-памятки «Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков».

3. Участие в итоговом занятии «Праздник  речи»

4. Подведение итогов проекта.

Декабрь

 

 





Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

 

 

Список литературы

  1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» М., 2004

  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

  4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.

  7. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012

  8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)

  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).

  10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

  11. Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.

  12. Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7.