СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических кукол в логопедической практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукла позволяет объединить интересы ребека и коррекционные задачи педагога. 

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических кукол в логопедической практике»

Использование дидактических кукол в логопедической практике


У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры. 
Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. 

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. 
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

В режиссерских играх работе с детьми хорошо использовать дидактическую куклу.  Дидактическая кукла - обучающая кукла как вид наглядного пособия, используемого для решения коррекционно-образовательных задач в дошкольной педагогике.

Ее использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Кукла очень креативна, поэтому логопед может ее использовать на всех видах занятия (групповых, индивидуальных, фронтальных), как орг. момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сам будет задавать задания. С помощью данных кукол успешно решаются такие коррекционные задачи как:

- формирование правильного произношения;

- формирование и выработка артикуляционных навыков и упражнений;

- постановка и автоматизация звуков;

- формирование фонематического слуха и восприятия;

- формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;

- усвоение лексических и грамматических средств языка;

- развитие навыков связной речи;

- обучение элементам грамоты;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.


Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности с использованием дидактических кукол: 
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.


Таким образом, с помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т. д.

Хотелось бы закончить следующими словами: « Игра с куклой - это мир реальности, в котором живет ребенок». Кукла позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагогов и т. д., дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.


Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000 
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007