В настоящее время в практике техникумовского образования очень актуальным становится и рассматривается вопрос дифференцированного подхода в обучении. Решение этого вопроса взаимосвязано не только с целью усовершенствования системы образования, но и с изменением его направления, основной задачей для нас становится развитие личности каждого студента, который имеет свои жизненные ценности, индивидуальные потребности, различные способности и склонности к изучаемым предметам.
Просмотр содержимого документа
«Использование дифференцированного подхода в обучении и оценивании знаний по английскому языку.»
Использование дифференцированного подхода в обучении и оценивании знаний по английскому языку.
В настоящее время в практике техникумовского образования очень актуальным становится и рассматривается вопрос дифференцированного подхода в обучении. Решение этого вопроса взаимосвязано не только с целью усовершенствования системы образования, но и с изменением его направления, основной задачей для нас становится развитие личности каждого студента, который имеет свои жизненные ценности, индивидуальные потребности, различные способности и склонности к изучаемым предметам. Можно сколько угодно говорить об объеме программ обучения, их содержании, уровне трудности и тд. Без знаний о том, как студент прорабатывает заданный преподавателем учебный материал, без какими он владеет способностями работы, без этих и многих других знаний нельзя получить сведения об «учебном профиле» студента, о его познавательных возможностях. Студенты отличаются по умственным способностям, по степени подготовленности, по интересам к изучению языка. Поэтому обучение студентов иностранному языку с разным уровнем языковой подготовки является одной из актуальных задач методики преподавания иностранных языков на современном этапе. В данном случае необходимо учитывать такие факторы как уровень владения языком, индивидуальные особенности студентов, стремление к самостоятельной работе. Анализ процесса образования, направленного на овладение знаниями, может раскрыть преподавателю те способы учебной работы, которыми фактически пользуется студент, осваивая учебный материал. Такие способы всегда индивидуальны. В общепедагогической литературе есть понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации. Внутренней дифференциацией называется такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности студента учитываются в условиях организации учебного процесса на уроке в своей группе. В этом случае понятие дифференциации похоже с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся распределяются специально в учебные группы по индивидуальным особенностям: по способностям, по проектируемой профессии, по интересам и увлечениям. Так же мы не должны забывать о психологической направленности личности таких как экстраверты и интроверты. Для экстравертов желательно проигрывание новых ситуаций, а так же частая смена ролей. Прочитывание однотипных текстов и ситуаций позволяет закреплять прочные знания. Данная форма деятельности на уроке способствует поддержанию интереса к выполнению поставленных задач. По такому принципу можно сформировать группу студентов, которые умеют быстро выполняют задания, работая в паре или группой, имея хороший словарный запас. Желательно правильное распределение ролей, требующих повелительных конструкций и интонаций, содержащих просьбы, выражения согласия-несогласия, уверенности-неуверенности, так как экстраверты стремятся к повышенному лидерству в общении. Для экстравертов необходимо запастись ситуациями, в которых возможна корректировка особенности в общении и отрицательном проявлений личности. Для интровертов важны роли, хорошо знакомые с точки зрения особенностей речевого поведения: герои телепередач, сериалов, литературных произведений, социальные роли, для изображения индивидуальных особенностей, для которых интроверту не нужно прилагать особых усилий. Выбранный преподавателем образ должен быть достаточно четко прописан, должны прилагаться четкие инструкции. При медленном темпе работы такие учащиеся могут составить один диалог по заданной ситуации. Очень важно включать интровертов в ситуации, которые помогли бы им преодолевать замкнутость и стеснительность. Нужно также помнить, что два интроверта редко входят на контакт и, как правило, такие диалоги не получаются. Поэтому важно сочетание противоположных типов. Стандарт образования обязывает всех нас дать своим учащимся качественное образование, то есть каждый студент должен усвоить базовый уровень знаний, при этом количество часов, отводимое на изучение той или иной темы, остаётся без изменений. А наши студенты такие разные и способности учащихся к изучению английского языка не одинаковы: одним язык даётся просто, другим - с большими усилиями. Поэтому многие преподаватели на уроках иностранного языка используют технологию дифференцированного подхода в целях повышения эффективности учебного процесса и преодоления неуспеваемости.
Список используемой литературы:
1.Климов Е.А. "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы." Казань, 1969 г.
2.Уит И.Э. "Индивидуализация и дифференциация обучения" М., Педагогика, 1994 г.
3.Чуриков И.А. "Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации познавательной деятельности." Казань, 1973 г.