Использование дистанционных технологий
в условиях реализации ФГОС
Дмитриева Е.В.,
руководитель ШМО учителей начальных классов;
Современная школа требует новые подходы в обучении детей. В связи с реализацией Федеральных государственных стандартов начального общего образования особе внимание уделяется формированию ИКТ – компетенции учащихся начальной школы. А это значит, что младшие школьники должны научиться:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Поэтому в условиях изменение содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в образовательном процессе играют дистанционные и информационно-коммуникативные технологии.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения. Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет – технологий.
Для педагога использование дистанционных технологий помогают повысить мотивацию обучения, развивать познавательную активность младших школьников через умение работать с дополнительными образовательными ресурсами, используя возможность компьютера и сети Интернет, стимулировать самостоятельность обучающихся в учебном процессе, а также отследить работу каждого ученика. Меняется и роль учителя: он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Уроки в начальной школе с применением дистанционного обучения могут быть различных типов: уроки изучения нового материала (это и презентации, и видеофильмы с сайта Инфо-урок); практикумы, где используются электронные учебники с сайта LECTA, тренажеры; уроки контроля (использование электронных приложений к учебнику, где каждый ребенок может пройти тестирование и получить свой результат). Формы работы могут быть групповыми, индивидуальными, парными и т.д.
В МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска» начальная школа уже несколько лет активно сотрудничает с представителями Интерактивной образовательной платформы UCHi.RU. Практически 80 % обучающихся начальных классов участвуют в олимпиадах и конкурсах данного сайта и многие из них становятся победителями и призерами. В октябре 2016 года на базе нашего лицея проходило открытие олимпиада «Русский с Пушкиным». Ученики 2-х классов с использованием мобильного компьютерного класса смогли поучаствовать в этой олимпиаде. Также представители UCHi.RU провели семинар и родительские собрания, где подробно рассказали о возможностях сайта. Уже в этом учебном году в 3 Б класса сотрудники образовательного ресурса провели урок по результатам Дино-олимпиады.
Много занимательных заданий по разным предметам предлагает веб-сайт «Образовательные решения», где себя могут проявить как ученики лицея, так и педагоги.
О практическом применении технологии дистанционного обучения на уроках в начальной школе нашего лицея нам расскажет Рохина Светлана Анатольевна.
Можно сказать, что в наши дни технологии дистанционного обучения развиваются очень активно. Сейчас они позволяют организовать учебную деятельность эффективно, интересно, более адаптировано к процессу обучения.
Список использованной литературы
Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО.
Очиров М.Н.. Компетентностное обучение: модель реализации// Вестник Бурятского Государственного университета, 2010.
Сурикова С.В., Иванова Е.Н. Обучение младших школьников поиску информации в сети интернет на уроках информатики //Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013.
Сурикова С.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в начальной школе. http://www.math.spbu.ru/user/gran/Herz6_2/P101-107.pdf.
Использование дистанционных технологий
в условиях ФГОС : из опыта работы.
В 2012 году президент РФ подписал национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы, где в пункт 4 так и называется «Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья”, в котором сказано, что необходимо обеспечить создание рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и во многом даже заменил нас самих: машины делают сложнейшие вычисления, рисуют картины и поют колыбельные песни. Именно поэтому дистанционное обучение – обучение на расстоянии при помощи компьютера – гармонично вписывается в сложившуюся картину.
Почему дистанционное обучение детей – это мир равных возможностей? По разным причинам дети-инвалиды не могут посещать школу, но это не значит, что они меньше других хотят учиться, общаться, раскрывать свой потенциал. Напротив, таким детям нужно больше внимания – и в плане учебы тоже, а это значит, что подход «как можно быстрее за 45 минут» не для них.
Дистанционное обучение подразумевает развитую систему программного обеспечения, которая позволяет детям лучше адаптироваться к процессу обучения. Ребята с плохим слухом и произношением могут пользоваться чатом, ребята с ограниченными возможностями в написании – голосовым чатом. Программное обеспечение подразумевает также наличие доски,специальной клавиатуры, с помощью которых ученики могут рисовать, писать, что способствует не только обучению, но и улучшению координации и развитию моторики.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Иногда урок может идти 15 минут, а внеурочное общение с учителем в сумме может достигать 1,5 — 2 часа в неделю.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент ( у каждого ребенка есть электронный микроскоп с компьютерной программой) всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
В нашей школе третий год ведутся дистанционные уроки: природоведение, история, биология, физика, информатика, география.
Учащиеся школы занимаются как с ресурсами i-школы, так и по индивидуальным программа, разработанными нашими учителями. Все курсы i-школы создают широкие возможности для сетевого общения участников проекта: в форумах и чатах. Предлагается огромный выбор заданий как для самостоятельной работы, так и в паре с педагогом.
Задания выбираем индивидуально, исходя из возможностей ученика. Некоторые просматривают материал самостоятельно, а потом выполняют задания с учителем или самостоятельно находят дополнительный материал к уроку. Иных нужно вести за собой «за руку», превращая урок в игру или сказку. Главное — заинтересовать. Часто с учениками начинаем урок с описания картины или с созданных ими страничек исторического музея. Вот пример оружейной экспозиции средневековья (Тимофеев Саша, 6 класс)
Вот лишь некоторые структурные элементы дистанционных занятий :
лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);
изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);
самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);
работа в чате, на форуме;
индивидуальная проектная работа;
тренировочные упражнения;
контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);
консультация.
Используя эти структурные элементы учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.:
урок — исследование
урок — сказка
урок — путешествие и др.
В начальной школе элементы игры обязательны и это актуально ещё и в 5 и 6 классах
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи (если это не урок на базе i-школы, то задания и комментарии рассылаются по электронной почте).Поэтому дети не боятся ошибиться, знают, что могут выполнить это задание ещё раз, подробнее изучив материал, и получить более высокую отметку.
Кроме уроков в дистанционной школе предлагаются и курсы по выбору, и их палитре может позавидовать ученик даже очень хорошей «традиционной» школы. Здесь изучают такие предметы, как «Информационный поиск», «Интернет-журналистика», «Веб-программирование», «Уроки сочинительства», «Как общаться в Интернете», «Уроки журналистики на английском», «Литературный перевод с английского языка», «Компьютерная графика», «Эффективная анимация во Flash”, “Натурная мультипликация с элементами конструирования», «Рисованная компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Моя родословная», «Бисероплетение», «Робототехника», «Основы профессии юриста» и др.
Наша школа гордится достижениями наших особых учащихся.
Тимофеев Саша принимал участие во Всероссийском конкурсе рисунков и фотографий (диплом)
Котенко Настя получила диплом 3 степени за конкурс кроссвордов «Таланты и поклонники», стала победителем во Всероссийском конкурсе поздравительных открыток «С днем знаний», заняла 3 место в международном конкурсе «Эти забавные животные»
Щека Алёна заняла 3 место в олимпиаде по окружающему миру «Вот задачка», награждена дипломом 2 степени в проекте ЦДО «Давайте познакомимся» и конкурсе «Эти прекрасные лошади» Всероссийского проекта «Познание и творчество», заняла 2 место в международном конкурсе «Эти забавные животные»
Ходосевич Н.Н. - учитель МОБУ СОШ №27