Современные технологии всё активнее входят в образовательный процесс, делая его более наглядным, увлекательным и интерактивным. Одним из наиболее перспективных направлений является применение дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в преподавании истории. Эти технологии позволяют учащимся «погружаться» в прошлое, становясь свидетелями или даже участниками исторических событий, что способствует более глубокому пониманию материала и формированию устойчивого интереса к предмету.
Просмотр содержимого документа
«Использование дополненной и виртуальной реальности для воссоздания исторических событий»
Использование дополненной и виртуальной реальности для воссоздания исторических событий
Современные технологии всё активнее входят в образовательный процесс, делая его более наглядным, увлекательным и интерактивным. Одним из наиболее перспективных направлений является применение дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в преподавании истории. Эти технологии позволяют учащимся «погружаться» в прошлое, становясь свидетелями или даже участниками исторических событий, что способствует более глубокому пониманию материала и формированию устойчивого интереса к предмету.
Виртуальная реальность (VR) создаёт иммерсивную (погружающую) среду, в которой школьник может оказаться, например, на поле сражения при Аныракае, во дворце Абылай хана или на площади во время Декабрьских событий 1986 года. Благодаря VR-очкам и специальному программному обеспечению обучающиеся могут не просто слушать рассказ учителя, а «видеть» древние города, одежду эпохи, архитектуру, бытовые сцены, передвигаясь по реконструированной исторической среде.
Дополненная реальность (AR), в свою очередь, совмещает реальные объекты с виртуальными, оживляя изображения в учебниках, постерах или музейных экспозициях. С помощью планшета или смартфона учащийся может навести камеру на картинку и увидеть, как оживает фигура исторического деятеля, движется армия или реконструируется историческое здание. Такие технологии развивают визуальное и пространственное мышление, делают сложные понятия доступными.
Применение AR/VR способствует развитию исследовательских и аналитических умений. Учащиеся могут сравнивать виртуальные реконструкции с историческими источниками, анализировать достоверность воспроизведённых событий, оценивать влияние разных факторов на ход истории. Это формирует критическое мышление и интерес к самостоятельному поиску информации.
Кроме того, технологии позволяют реализовывать проектные и межпредметные задания. Например, ученики могут создать свой мини-проект в формате виртуальной экскурсии по мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, представить в AR-приложении образы батыров или интерактивную карту походов Кенесары хана. Такие задания объединяют историю, ИТ, искусство и литературу, развивая навыки командной работы и креативность.
Особенно эффективно применение AR/VR в внеклассной деятельности и школьных музеях. Организация виртуальных экскурсий по историческим местам Казахстана, в том числе труднодоступным, позволяет расширить образовательное пространство и дать возможность «побывать» в Арыстан-Бабе, Сарайшыке или даже на местах археологических раскопок.
Несмотря на определённые технические и финансовые сложности внедрения этих технологий, их использование в обучении истории открывает большие перспективы. Они делают прошлое «живым» и близким, помогают учащимся лучше понять причинно-следственные связи событий, прочувствовать их значимость и осознать свою сопричастность к историческому наследию своей страны.
Таким образом, дополненная и виртуальная реальность становятся мощными средствами формирования исторической грамотности, повышения мотивации к обучению и воспитания у школьников уважения к истории и культуре Казахстана.