СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование духовно–нравственного потенциала русской литературы в преподавании модуля «Основы православной культуры»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Святитель Иоан Златоуст говорил: « Перед проблемой воспитания все иные проблемы должны отступить».

    Художественное слово – это такая стихия, войдя в которую, непременно меняешься сам. Талантливая поэзия выражает в своих произведениях душу православного народа, но не декларирует и не призывает… Помогает разобраться, будит мысль, «растит душу». 

Просмотр содержимого документа
««Использование духовно–нравственного потенциала русской литературы в преподавании модуля «Основы православной культуры»»

МБОУ Староюрьевская СОШ











Выступление на тему:



«Использование духовно–нравственного

потенциала русской литературы

в преподавании модуля

«Основы православной культуры»









Учитель ОПК МБОУ Староюрьевской СОШ,

учебный корпус № 2

Федотова Е. В.







Староюрьево

2019

Святитель Иоан Златоуст говорил: « Перед проблемой воспитания все иные проблемы должны отступить».

Православие для нашей страны сравнимо с русским языком: оно также естественно для нас, оно вошло в наш генетический код. Основы православной культуры – это не просто узнавание религиозной культуры, а углублённое знание родной речи, истории, музыки, архитектуры, литературы. ОПК – предмет, который даёт возможность детям прикоснуться к миру бесконечной красоты, изменить в лучшую сторону его внутренний мир.

Ознакомление с православными традициями – это прививка от религиозного экстремизма. Нравственность без веры ущербна: выбирая безбожие, человек теряет способность отличать добро от зла.

В наши дни пропаганда пошлости и насилия настолько сильна, что оглупляет многих людей. Спасает такое положение необходимый нашим подросткам программный материал предмета ОПК и звучащее на его уроках художественное слово православных писателей. Художественное слово на уроках ОПК помогает формировать нравственную чистоту пока ещё не окрепшей души маленького человека.

Талантливое художественное слово выполняет три задачи: познавательную – раскрывает истину, воспитательную – учит добру, эстетическую – говорит красиво о красивом.

Дени Дидро указывал на духовное родство поэзии и религии: «Прекрасное – это истина, возвышенная благодаря обстоятельствам возможным». «Обстоятельства возможные» - это встречи учителя с детьми на реальных, живых уроках, где есть место изучаемому программному материалу и художественному слову, воздействующему на эмоциональный мир пока ещё маленького человека, невольно заставляя сопереживать доброму и ненавидеть зло, наслаждаться прекрасным и отвергать безобразное, находить истину и развенчивать ложное. Художественное слово позволяет использовать литературные примеры в качестве дополнительного фактического материала, аргументации к мыслям и идеям программы.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Жить – это постепенно рождаться. Было бы слишком просто заимствовать готовую душу». Не «заимствуя готовых душ», мы рождаемся постепенно, в течение всего курса основ православной культуры.

Есть на Вятской земле талантливый поэт – священник Леонид Сафронов. Он утверждает, что поэзия – преддверие молитвы. Он не потерял ощущение того, что русский язык изначально имеет поэтическую природу, и пытается вернуть языку его Божественные свойства. Стихи Леонида Сафронова просты, как круто посоленная горбушка хлеба. Поэт не забыл, что он живёт там, где «русский дух, где Русью пахнет».

На первом уроке по теме «Россия – наша Родина» мы с детьми ищем ответы на вопросы:

-Что такое Отечество?

-Что такое Родина?

-Что такое духовный мир человека?

Помогает объяснить детям слово «духовный» трогательное стихотворение Леонида Сафронова:

Возьми коробку из-под торта,

На ниточку её подвесь…

И всыпь зерна любого сорта,

Чтоб было птицам что поесть…

И тут же «галочку» для роста

В сенях отметь карандашом…

Замри на время, не дыша…

Ты слышишь, как растёт душа?

Вопрос детям: «Как вы понимаете слова поэта «растёт душа» и почему она «растёт»?

На уроке «Культура и религия» поможет ответить на вопрос: «Какие дары Бог дал человеку?» стихотворение «Огоньки»:

Сквозь тонкие заросли ивы,

Колоды, коренья, пеньки

Во мгле, будто дети, пугливы,

Дрожат деревень огоньки.

Посмотришь взволнованным взглядом

На свет за далёким жнивьём –

И вот огоньки уже рядом,

Они уже в сердце твоём.

Уж волки в полях завывают,

А тихие эти огни

И сердце твоё согревают,

И Русь освещают они.

Вопрос детям: «Какие дары Бог дал автору этих строк?» / Доброту и любовь к Родине./

На уроке «Православная молитва» нельзя обойти стороной стихотворение М. Лермонтова «Молитва»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Вопрос к классу: «Почему после молитвы на душе становится легко?»/ Потому что во время молитвы приходит решение проблемы, все становится понятным./

На уроке «Православное учение о человеке», дети узнают о том, что « тело ходит, бегает, ест», а «душа думает, мечтает, верит, любит», а ещё находят ответ на вопрос: «Когда болит душа?» Прослушав стихотворение Л.Сафронова «Деревня», пробуем ответить на вопрос: «Отчего болит душа поэта?»

Во мраке деревня гнилая

Остатки крестьянских домов

Не слышно собачьего лая,

Не видно вечерних домов.

И только над сломанным вязом

Над миром разбитых корыт

Кошачьим пронзительным глазом

Звезда голубая горит.

И шорох таится мышиный

По мёртвым забитым складам...

А мимо несутся машины

К далёким большим городам.

« Когда сердце бывает чистым?» - один из вопросов урока «Заповеди блаженств». Поддержать рассуждения автора Учебника помогут такие строки стихотворения «Светлячок» Л.Сафронова:

С муравьиный кулачок

На лесной дорожке

Тихо вспыхнул светлячок,

Будто свет в окошке.

В темноте, как взаперти,

Он едва светился…

Но никто в ту ночь с пути

Говорят, не сбился.

Вопрос детям: «Может ли видеть таким мир, светлым и чистым, завистливый и злой человек?»

«Отношение христианина к природе» - тема урока № 26. На этом уроке ребята найдут ответы на вопросы:

- Что делает человека выше природы?

- Какую ответственность несёт человек за сохранение природы?

Поддержим наши рассуждения стихотворением Леонида Сафронова «Снег»:

На траву и на тропу, Мы из дома в лес пойдём

И на листьев кучи И прихватим ложку,

Ангел белую крупу Проведём из леса в дом

Сыплет из-за тучи. Манную дорожку.

Веет розовым крылом, Пусть зимой ушастый зверь

Сыплет, как попало… Задней лапой ловкой

Даже в старый бурелом Постучится в нашу дверь,

Та крупа попала. Угостим морковкой.

От неё река и луг Станет жизнь его теплей

Сразу стали краше… От морковки нашей…

А под вечер всё вокруг Снег лежит среди полей

Вымазалось в каше. Белой манной кашей.

В 2010 году вышла в свет книга Бориса Александровича Ганаго в содружестве с художницей Натальей Сорокой «Детям о душе». Православный педагог и писатель Б. Ганаго в небольших новеллах старается пробудить в читателях, маленьких и взрослых, интерес к самому главному, что есть у нас, - к нашей душе.

Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Об этом идёт речь в уроке десятом «Совесть и раскаяние». На этом уроке ученики должны узнать о подсказках совести и о том, как исправлять ошибки. На помощь детям придёт новелла «Волшебные очки». Найдя забавную вещь, очки с разными линзами, Павлик увлёкся ими и на математику вечером времени не осталось. Придя утром в школу, он кинулся к соседке по парте:

« - Оля, дай списать!

- Не дам!

-Жалко, что ли?

- Тебя жалко.

- Как это - меня?

- В который раз списать просишь? Если ты чего-нибудь не понимаешь, спроси. Я тебе всё объясню.

« Вот вредина»,- подумал Павлик и бросился к Игорю, с которым он в спортивную секцию ходил. Тот тоже сказал:

- Хватит списывать! Сам научись решать. Я тебе сколько раз говорил: «Приходи – помогу»?

- Чего там – «приходи»! Мне сейчас надо.

«Вот тебе и друзья, в беде руки не подадут. Только о себе и думают. Ну ладно, я вам припомню»,- решил Павлик.

Тут прозвенел звонок, и вошёл учитель. Павлик сидит, трясётся: «Ох, вызовет он меня, как пить дать вызовет. Я его знаю, сына родного не пожалеет. Сердца у него нет – вот и ищет, на ком отыграться.»

Но учитель неожиданно предложил тем, кто не смог решить домашнее задание, остаться после уроков и разобрать его. А сейчас – повторение пройденного.

«Пронесло!- ликовал Павлик.- Нет, математик всё-таки неплохой мужик, чувствует, когда людям трудно. Да и Оля с Игорем тоже мне добра желают. Напрасно я на них так…»

Вопрос детям: « Рядовая школьная ситуация: обида на друзей. Но почему всё-таки Павлик уходит домой не с плохим настроением, без чувства обиды?» / Совесть чиста и есть раскаяние: «Напрасно я на них так…»/

«Зачем творить добро?» Так называется урок двадцать первый. Попробуем ответить на этот вопрос. После рассуждений ребят добавим: « Что на этот счёт думает писатель?»

Читаем новеллу «Попугайчик». Суть новеллы в том, что по просьбе мамы сын-подросток помогает больной соседке, принося ей продукты из магазина. Благодаря мальчика за помощь, соседка посетовала на то, что у неё пропал попугайчик – взял и улетел, заботиться ей теперь не о ком. В очередной раз мальчик принёс тёте Маше не только продукты, но и попугайчика, купленного в зоомагазине на деньги, данные родителями на покупку игры. Акцент делаем на диалоге мамы и сына:

« - Вот ты и человеком становишься…

- А разве раньше я человеком не был?

- Был, конечно, был,- улыбнулась мама.- Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

- А что такое душа?- насторожился мальчик.

- Это способность любить.»

Вопрос детям: « Зачем творить добро?» / Затем, чтобы было хорошо другим, от этого и тебе будет хорошо.»

Тема урока №13 «Золотое правило этики». На уроке мы обсуждаем не только, что такое главное правило человеческих отношений, но и что такое неосуждение. Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. В качестве ситуации для обсуждения предлагаю новеллу Б.Ганаго «Велосипед».

Славик дал другу велосипед:

« - Ты возьми велосипед – покатайся. А я скоро выйду.

Через час в дверь позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрей и что-то бормочет.

- Говори толком, что случилось?

- В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоём велосипеде покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Вот, смотри ,- и Андрей показал то , что ещё недавно было велосипедом.

- А тебя не тронули?

- Нет.

- Ну и слава Богу.

…Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся, папа вынес приговор:

- Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать кататься.

Но мама вступилась за сына:

- Это я ему разрешила. Нельзя человека лишать радости делиться с друзьями… Подойдя поближе к сыну, мама спросила:

- Ну и что ты сказал Андрюше?

- Чтобы он носа не вешал…и добавил: «Слава Богу».

- За что же ты Бога благодарил?

- За то, что мальчишки Андрея не тронули.»

Вопрос детям: « В чём здесь нашло выражение золотое правило этики?»

О милосердии и сострадании ведём речь на уроке №12, отвечаем на вопросы:

-Кого называют ближним?

-Как христианин должен относиться к людям?

И здесь приходит на помощь стихотворения Сергея Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» :

Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой,—

Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй... маленько крепче будешь»

Вопрос детям: «Что же такое милосердие?»/ Поделится с человеком тем, что у тебя есть. // «Что значит сострадать?»/ Сочувствовать, сопереживать.

На уроке «Любовь и уважение к Отечеству» помогает стихотворение С. Есенина «Гой, ты, Русь, моя родная…»:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Вопрос детям: «За что мы любим и уважаем своё Отечество?»/ За речку, лес, поля…


Художественное слово – это такая стихия, войдя в которую, непременно меняешься сам. Талантливая поэзия выражает в своих произведениях душу православного народа, но не декларирует и не призывает… Помогает разобраться, будит мысль, «растит душу». И это очень важно для подростков.


Использованная литература:

  1. Авдеев Д.А. Как сохранить душевный мир. Москва, 2011.

  2. Вятский епархиальный вестник, 2012, №№ 1,2,3,4,5.

  3. Галицких Е.О. Духовное развитие личности. Киров, 1997.

  4. Ганаго Б.А. Детям о душе. Минск, 2010.

  5. Кураев А.В. Основы православной культуры. Москва. Просвещение.2011.

  6. Сборник. Уроки Лихачёва. Санкт-Петербург, 2006.

  7. Протоирей Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Москва, 2012.

  8. Родник воды живой, православный духовно-просветительский журнал,2010,№№1,2,3.

  9. Священник Леонид Сафронов .Затаилась Русь святая. Вятка, 2009.

  10. Фома. Православный журнал. Октябрь, декабрь 2008, август 2011.