«Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках ЕМЦ»
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала при различных способах организации учебного процесса неодинаков слайд 2: урок-лекция – 5%; самостоятельное чтение – 10%; использование наглядных и аудиоматериалов – 20%; практика через действие – 75%; использование мультимедийных технологий – 80-85%.
Таким образом, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность учеников, заинтересовать и развить их личностные компетенции, необходимо грамотно сочетать все перечисленные варианты. В этом могут помочь появившиеся высоко интерактивные мультимедийно насыщенные ЭОР.
Школа-гимназия в этом году начинает работать по новой поисковой теме: «Интеграция информационно-коммуникационных и других современных технологий в условиях внедрения обновленного содержания образования».
В соответствии с темой ГУ «Отдела образования» г. Усть-Каменогорска и темой школы-гимназии наша ШМК начинает работать над новой поисковой темой «Активизация познавательной деятельности на уроках ЕМЦ путем интеграции информационно-коммуникационных и других современных технологий в условиях внедрения обновленного содержания образования».
Учителя нашего цикла КГУ «Школа-гимназия №10» активно используют различные виды ЭОР
Статичные слайд 3:
фото, рисунок - статичное изображение явления (предмета), служащее для визуализации научного понятия;
справочная таблица – справочно-информативный объект, позволяющий пользователю иметь постоянный доступ к необходимой научной информации;
диаграмма – графическое изображение зависимости между численными значениями физических или механических свойств физико-химической системы и её факторами равновесия (составом, температурой, давлением).
Динамичные слайд 4:
анимация
интерактивный модуль (сайте LearningApps.org.)
виртуальная лаборатория
тестовые задания – интерактивные тесты,
частично-поисковые задания
задания на развитие внимания
видео – видеокадры, сопровождающиеся дикторским текстом, конкретизируют представления учащихся о явлении, создают эффект погружения в среду изучаемого материала (ресурс «TwigBilim);
3D –модель – пространственная трехмерная модель позволяет понять устройство объектов сложной формы, формирует у ученика пространственное восприятие объекта, навыки исследовательской деятельности.
Посещение уроков учителей ЕМЦ показывает, что учителя использует ЭОР на различных этапах урочной деятельности слайд 5:
во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекции;
для закрепления в процессе выполнения самостоятельной работы с интерактивным модулем;
для проведения демонстрационных, лабораторных, практических работ;
для быстрого и своевременного контроля знаний с последующей проверкой, анализом и коррекцией;
для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности;
для организации широкого доступа учащихся к информационным источникам.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке слайд 6:
экономит время урока;
обеспечивает доступность самой современной информации по предмету;
предоставляет возможность обратной связи с каждым обучающимся;
наглядно иллюстрирует представление учебного материала;
развивает пространственное мышление по предметам естественно- математического цикла;
гарантирует оперативность получаемой информации;
позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех.
Итак, использование ЭОР открывает новые возможности слайд 7:
повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
появление возможности моделировать объекты и явления;
возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает за счёт мультимедиа эффектов;
развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков обучающихся;
вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс
А теперь мы переходим к практической части семинара. Своим опытом использования образовательных ресурсов Learnis, Classkick, Gamilab на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся поделится Колмагорова Д.И., учитель биологии, руководитель нашего ШМК, аттестующейся в этом году на учителя-эксперта.
Своим опытом о возможностях интерактивных листов Teachermade, заданий квестов Learnis и онлайн инструментов ClassroomScreen на уроке информатики поделится учитель высшей категории, аттестующейся в этом году на учителя-мастера Барабанова Т.А.
Как мы видим, использование ЭОР позволяет достичь новые образовательные результаты слайд 8:
уметь работать с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
выработка навыков проектной деятельности;
формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;
развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации.
реализация компетентностного подхода в рамках введения и реализации программы «Цифровой Казахстан»;
построение индивидуальных образовательных траекторий
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов позволяет достичь нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных средств и форм обучения, а также повысить познавательную активность школьников.
Зам директора по УР А. КАКИШЕВА