Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся
Образование сейчас немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем информационном обществе, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Сегодня современный учитель в современной школе - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии
Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.
Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.
Тема инновационного педагогического опыта:
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся.
1. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями.
В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач.
Следует отметить, что сегодня меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение электронных образовательных ресурсов объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Вопросы активизации познавательной активности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современных тенденций образования и практической деятельности. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной активности учащихся
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках - эффективный способ активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники и электронных учебников делает урок насыщенным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, определиться в выборе профессии, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть востребованными и успешными.
2. Концептуальность
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. И этими средствами являются электронные образовательные ресурсы.
Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, который становится таковым в результате применения ЭОР.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс элементов компьютерной технологии. Почему меня привлекает именно этот метод?
Во-первых, применение электронных образовательных ресурсов на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование электронных образовательных ресурсов позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Также к числу основных принципов и приемов моего опыта относятся стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
В своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Основными средствами активизации познавательной активности учащихся, являются:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать решение других учеников.
Основные направления использования компьютерных технологий на моих уроках следующие:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
Тренажёр (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)
Контроль за умениями, навыками учащихся.
Самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся
В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. С большим желанием учащиеся готовят презентации и сообщения к урокам, становясь таким образом вместе с учителем полноправными участниками образовательного процесса.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся к предмету, развивать познавательную активность и творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.
4. Ведущая педагогическая идея
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения с использованием электронных образовательных ресурсов; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.
Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ЭОР в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся.
Следовательно, применение ЭОР необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ЭОР как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.
5. Оптимальность и эффективность средств
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают мне делать ученики.
В процессе работы я заметила: чем чаще используешь ЭОР в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон их применения. В своей педагогической практике я широко применяю следующие виды : электронные приложения к учебникам, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, фрагменты из фильмов по программным произведениям.
Кроме того, в течение нескольких лет я создаю интерактивный порфель по русскому языку и литературе. В папках по русскому языку содержится материал по разделам. В каждом разделе предложен теоретический материал, презентации, тесты, видеоуроки, и т.д. В папках по литературе расположен материал по биографии и творчестве писателя, фрагменты из фильмов, видеоклипы, презентации, тесты и др. Кроме того накоплен материал по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и литературе. Данный материал отправляю на мой сайт, и обучающиеся пользуются им при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, а также во время карантина.
Компьютер и интерактивную доску использую на каждом уроке на разных этапах как на уроках русского языка, так и литературы. ИКТ дают большие возможности для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Я проецирую тесты на доску, мы их коллективно прорешиваем, затем даются подобные тесты для самостоятельной работы учащихся. Когда работа завершена, правильные ответы проецируются на доску. Это экономит время на уроке, активизирует учащихся. При подготовке к ГИА можно работать над сжатым изложением, используя ИКТ. С помощью интерактивной доски я сначала высвечиваю весь текст, затем мы решаем, какая информация является второстепенной и с помощью цветного маркера закрашиваем ее. Затем работаем над языком текста: однородные члены заменяем обобщающим словом, в сложноподчиненных предложениях придаточные части заменяем причастными или деепричастными оборотами или преобразуем в простые предложения. Только после такой работы высвечивается готовый текст. Интерактивная доска заменяет доску советских времен, на ней легко исправлять ошибки, скрывать написанный текст и т.д.
Вся эта работа значительно экономит время, а главное способствует эффективному развитию познавательной активности.
Применение ЭОР совершенствует все виды познавательных мотивов: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний.
В результате использования вышеописанных приемов в изучении русского языка и литературы удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся,
- сформировать навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение,
-увеличить долю самостоятельной работы,
- активизируется познавательная деятельность учащихся в результате использования ЭОР на уроках русского языка и литературы.
Все это усиливает учебную мотивацию, обеспечивает компетентностный подход к обучению, делает процесс обучения более эффективным
От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике в устной и письменной речи применять их.
Следовательно, эффективность обучения русскому языку и литературе во многом определяется тем, насколько совершенны и целесообразны организационные формы, используемые педагогом. Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в различных ситуациях. Учащиеся на уроках русского языка и литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы.
Использование электронных образовательных ресурсов- верный шаг в решении этого вопроса, оптимальный способ активизации познавательной деятельности учащихся.
6. Результативность опыта
В результате использования электронных образовательных ресурсов удалось:
- активизировать учебный процесс;
- сформировать устойчивые познавательные интересы;
-выработать умения и навыки ориентирования в информационном пространстве
- повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;
-уметь применять полученные умения и навыки в практической деятельности.
Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на конкретный результат.
1. Выпускники 11 кл. успешно сдают ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку литературе.
3.НЕ подвели и учащиеся, занимающие по адаптивной программе: 4 обучающихся из 5 сдали на «4» и «5».
Также конкретный результат моей деятельности проявляется в успешном участии моих учеников во Всероссийской предметной олимпиаде различного уровня, так как использование ЭОР позволяет эффективно и целенаправленно проводить подготовку учащихся к олимпиадам.
3. Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта явились следующие труды:
1. А.В.Осин «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» М.: Агенство «Издательский сервис»,2010
2. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.
3.А.В.Осин «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопрсах и ответах» М.: Агенство «Социальный проект», 2007
4.Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» М.: Азимут-Центр, 2011
5. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
6.С.В. Кульневич,Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие). Воронеж,2006