«Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий в рамках реализации обновлённых ФГОС на уроках биологии»
Учитель биологии ГБОУ «Лицей «Олимп» г.о. Харцызск
Хроленок Мария Сергеевна
В век современных технологий учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Введение ФГОС ООО и СОО предъявляет новые требования к современному учителю, от каждого педагога требуется быть не только учителем-предметником, но и немного учителем информатики. Не только разбираться в ИКТ-технологиях, но и уверенно их применять в своей деятельности.
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия.
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»
Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.
Сами по себе электронные средства обучения – это программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно--коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
программные средства (системы) – тренажёры – обеспечивают отработку умений учащихся, помогают осуществлять самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
контролирующие программные средства – предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства - позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение - формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.
моделирующие программные средства – предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
демонстрационные программные средства – обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
учебно-игровые программные средства – позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
досуговые программные средства – используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
Применительно к средствам обучения, в том числе электронным, средство обучения и дидактические условия необходимо рассматривать как взаимосвязанную совокупность внешних характеристик и внутренних (психолого-педагогических, дидактических и методических) требований к средствам обучения, учитывают реальные дидактические возможности соответствующих средств обучения, их ориентацию на комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Исходя из этого определены следующие дидактические условия, которые позволяет эффективно использовать электронные средства обучения в информационном образовательном процессе:
Комплексное применение образовательных электронных средств обучения в совокупности с традиционными средствами обучения.
Организация качественного управления познавательной деятельностью.
Подготовленность преподавательского состава к применению новых информационных технологий обучения.
Формирование у преподавателей и обучаемых положительной мотивации.
Виды дистанционных технологий:
Кейсовая -технология основывается на использовании наборовв (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций у учителя.
Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле-и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия.
Сетевые технологии используют телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно- методическим материалом и взаимодействие с различной степенью интерактивности между учителем и учащимся.
Дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов лично -ориентированного подхода обучения. Система образования предусматривает постоянное общение обучающимися как между собой ,так и с учителем. Это должно быть сотрудничество,а не передача знаний. В этой ситуации система образования переходит от авторитарных отношений учитель- ученик к отношениям сотрудничества (партнер-учитель-партнер - ученик).