Использование электронных учебников на уроках английского языка»
В настоящее время происходит бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и их внедрение во все сферы общественной жизни, в том числе в образовательный процесс. В связи с этим очень актуальной становится проблема наиболее эффективного применения компьютерных технологий в обучении. Новые информационные технологии в школе – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Специфика обучения иностранному языку заключается в том, что учащиеся овладевают языком в искусственной языковой среде из-за отсутствия естественной. Данная ситуация предполагает широкое использование компьютерных технологий и различных технических средств обучения. Поэтому вполне закономерно, что в преподавании иностранного языка новые возможности использования информационно-коммуникационных технологий нашли самое разнообразное применение.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка может быть представлено в различных вариациях: работа со специализированными сайтами, поиск необходимой информации в сети интернет, просмотр аутентичных фильмов, использование обучающих программ и игр и т. д. В настоящее время очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника. Электронный учебник позволяет реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить тренаж и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и звуко-произносительные навыки учащихся.
Электронный учебник – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого .
Рассмотрим некоторые особенности электронного учебника:
Электронный учебник должен содержать минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие, к снижению уровня восприятия.
Электронные учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG), использование ограниченной палитры цветов или векторных графических файлов.
Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как в этом случае повышается заинтересованность учащихся, улучшается качество знаний.
В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.
Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно наличие содержания с быстрым переходом на нужную главу или страницу.
Возможен, например, с помощью технологии OLE (Object Linking and Embedding), запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и других целей.
Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения информации на экране компьютера.
Можно выделить три основных режима работы электронного учебника:
1.Обучение без проверки.
2.Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.
3.Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Тест – простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Энциклопедия – базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам.
Электронный учебник, как и любое средство обучения, имеет свои достоинства и недостатки.
Существенных недостатков у электронного учебника два:
1.Необходимость наличия специального дополнительного оборудования для работы с электронным учебником, прежде всего – компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором.
2.Непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенная утомляемость при работе перед монитором.
Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:
1.Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника.
2.Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего учебному тексту.
3.Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
4.Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний учащегося, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника.
5.Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний учащихся, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования ученику предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.
Рассмотрим пример учебного курса для 9 класса, разработанного нами на основе электронного учебника.
При составлении курса использовалась мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» Эта программа признана лучшей учебной программой по английскому языку участниками и посетителями VIII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Программа рекомендована Институтом информатизации образования Российской Академии образования.
Данный курс играет роль вспомогательного учебного пособия, способствующего оптимальному усвоению материала общеобразовательной программы изучения английского языка.
Цель курса « Применяй английский правильно» / « Use your English correctly» – помочь учащимся научиться владеть английским языком ( говорить, читать, писать ) так, чтобы речь была понятна большинству англо-говорящих людей.
Главное отличие курса от других обучающих программ при совершенствовании фонетических навыков состоит в том, что учащиеся могут не только слышать правильное произношение, но и сравнивать его с образцом самостоятельно и видеть свои успехи или ошибки.
Особенность обучения – возможность сравнения собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по специально разработанной системе графического отображения звука на экране монитора. Выделение звуковых частей слова – фонем – дает возможность исправить ошибки в процессе тренировки.
Курс включает 17 уроков, каждый урок посвящен одному из разделов грамматики. Уроки состоят из 2-х частей. Первая часть – совершенствование фонетических навыков, вторая часть направлена на тренировку употребления различных конструкций английской грамматики.
В этапы уроков «Фонетическая зарядка» включены поговорки, скороговорки и стихотворения.
Здесь находится большой объем звукового материала: стихи, пословицы, поговорки, к которым приведены русские эквиваленты. Скороговорки присутствуют для усовершенствования скорости речи. Можно слушать и говорить на 3-х скоростях. В разделе «Стихи» представлены стихотворения различных англо-язычных поэтов.
Приведенные в курсе упражнения по фонетике охватывают большинство случаев произношения, но некоторые слова современного английского языка могут не подчиняться этим правилам.
Вторая часть представлена в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического раздела ( правила, схемы, поясняющие примеры) и практического (упражнения). Учащийся выполняет упражнения, тренируется в знании правил и проверяет, насколько хорошо он их понял.
Программа отмечает успехи обучаемого, при необходимости подсказывает.
Работа с упражнениями.
В каждом уроке есть набор упражнений ( от 3-х до 5 ). Они пронумерованы. Упражнения имеют стандартный формат и состоят из строки-меню, окна с заданием и самого упражнения. К каждому упражнению есть примеры, объясняющие задания. В курсе встречаются упражнения 3-х типов:
Рассмотрим упражнения типа «Постройте предложения».
В упражнениях этого типа даны наборы слов, из которых надо построить предложения. Выбирая по одному слову, учащийся строит предложение. Можно отменить или вернуть на прежнее место последнее введенное слово. В предложении должны быть использованы все слова из набора. По окончании работы с предложением программа проверяет написанное и делает заключение. Если предложение составлено неправильно, то все слова возвращаются на прежнее место, а окно ввода предложения очищается. На построение предложения дается несколько попыток. После того, как лимит попыток будет исчерпан, предложение будет вписано в окно ввода красным цветом самой программой. В упражнении предлагается построить 6 предложений.
Рассмотрим упражнения типа « Дополните предложения».
В упражнениях этого типа даны шесть предложений с пропущенными словами и ниже шесть слов или фраз для дополнения этих предложений. Учащимся нужно прочитать все предложения и все дополнения и выбрать соответствующие пары. Если правильно выбрано дополнение, то оно впишется в предложение, если нет – то все останется без изменений. После нескольких неудачных попыток дополнить одно и то же предложение программа сама вписывает дополнение красным цветом.
Рассмотрим упражнения типа «Впишите слово в правильной форме».
В предложениях этого типа надо вписать слова или предложения в правильной форме.
Kурс « Применяй английский правильно» / « Use your English correctly» помогает учащимся данного года обучения нагнать упущенное и исправить свои ошибки в произношении и правильности построения фраз и предложений. Все тренировочные упражнения составлены по принципу « от простого – к сложному».
Этот курс очень удобен и экономит много времени на уроке. Взглянув на экран, учитель знает, сколько ошибок сделал ученик, потому что неправильные предложения выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок у студентов.
Главное преимущество электронного учебника – это возможность интерактивного взаимодействия между учеником и элементами учебника .
Вышеперечисленные достоинства электронного учебника позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе.