СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов гендерной технологии в обучении детей с Особенностями психофизического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описан небольшой опыт по использованию элементов психофизического развития в учебно-воспитательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития(в основном с  учащимися с интеллектуальной недостаточностью)

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов гендерной технологии в обучении детей с Особенностями психофизического развития»

Данилова И. Г., Могилёв

Из опыта работы по теме:

Использование элементов гендерной технологии в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Описание концептуальной основы технологии.

Актуальность работы

Период школьного детства – это то время, когда у учащегося продолжают раскрываться уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. Становится актуальным конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного обучения девочек и мальчиков в начальной школе. В Беларуси более 13 тысяч детей с особенностями психофизического развития. Из них - значительное количество детей с интеллектуальной недостаточностью. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании и обучении такой категории учащихся. Гендерный подход (аспект) в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения, является современной и очень актуальной задачей.

Содержание работы с младшими школьниками с особенностями психофизического развития с учётом их гендерных особенностей разработано недостаточно и редко используется в учебном процессе, что по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман. В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Дорогова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребёнка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. [11, с. 11]

Ценностные основания преобразования педагогической практики

Правительство Республики Беларусь постоянно заявляет о том, что в стране проводится активная гендерная политика. Ратифицированы международные документы, приняты Национальные планы по достижению гендерного равенства, внесены кое-какие изменения в законодательные акты и пр. Однако при этом гендерная политика часто вызывает нарекания со стороны гендерных экспертов. Это происходит в связи с ее оторванностью от гендерной теории как методологического основания в обучении детей с особенностями. 

Для реализации гендерной политики в стране активно привлекается и система образования. Поэтому не случайно появление гендерного воспитания в нормативных документах уже с 2000 г.[8, с. 3,], [10]. Вышедший в 2011 г Кодекс об образовании лишь еще более утвердил это направление как важный компонент воспитания [7, статья18:20–21].

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008–2010 гг. утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г., № 1286 [10].

Приоритетным в учебно-воспитательной работе учреждений, обеспечивающих получение специального образования, является формирование у детей с ОПФР, в том числе с интеллектуальной недостаточностью, нравственного и физического здоровья, опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех видах деятельности. Стратегия и формы и методы работы с учащимися с особенностями психофизического развития, применяемые в начальной школе чаще всего рассчитаны на девочек [11, с. 11]. Таким образом, в настоящее время сущестуют противоречия между объективной потребностью общества в воспитании учащихся на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в учреждении образования. Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции «Использование элементов гендерной технологии в обучении учащихся с особенностями психофизического развития»

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда  проблем:

1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3. Недостаточное освещение данной проблемы в педагогической литературе для учителей-дефектологов и практического использования опыта по гендерной технологии.

В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с младшими школьниками с особенностями психофизического развития? Что необходимо изменить в подходах к обучению учащихся с интеллектуальной недостаточностью и как использовать элементы гендерной технологии? Ответов на эти вопросы мы искали в педагогической научной литературе, а также в процессе работы с учащимися над данной проблемой.

Цели работы

Рассмотрев актуальность темы, поставим цель данной работы: проанализировать литературу, в которой рассмотрены теоретические вопросы гендерной технологии в образовании и предложить конкретный практический вариант решения данной проблемы,

Ведущая педагогическая идея

Если учитель-дефектолог школы будет строить свою работу с учётом гендера, то это поможет ему осуществить личностно-ориентированный подход, создаст благоприятные условия для формирования высокой учебной мотивации школьников, и в результате позволит повысить уровень качества знаний учащихся.

Задачи работы:

  • Конкретизировать содержание понятия «гендерный аспект обучения»;

  • Рассмотреть гендерные различия мальчиков и девочек;

  • Определить и применить формы и методы деятельности, учитывающие осуществление гендерного подхода в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в системе урочной деятельности, привести примеры заданий по основным учебным предметам с учётом гендерного аспекта в обучении детей с особенностями психофизического развития

  • проанализированы результаты проведённой работы.

Теоретические положения

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерная технология – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, т.е. самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной технологии – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Актуальность подобного подхода к педагогическому воздействию на личность очевидна.

Вопросы теории и практики гендерных различий рассматриваются в трудах многих учёных. Этой проблемой занимались З. Фрейд, А.Бандура, Р. Уолтер, Х. Биллер, Л. Колберг, А. Игли, Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, Я.Л. Коломинский и М.X. Мелтсас, Т.А. Репина, И. С. Кон, Э. Эриксон. [5].

При изучении данной темы мною за основу взяты труды Т. П. Хризман и Т.А. Репиной. Эти исследователи подчёркивают, что содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они гендерным различиям школьников данного возраста и учитывать особенности психофизического развития [6].


Процессуальная характеристика технологии

М. Александровская, Г.М. Бреслав, В.Д. Еремеева, В.Е. Каган, Б.И. Хасан, Т.П. Хризман, и др. подчеркивают необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников [6, c. 45-52].

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм [6].

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

- организации внимания;

- в формах активации эмоций;

- в мотивации деятельности и оценки достижений;

- в поведении.

Выявлены различия в умственной деятельности девочек и мальчиков (Приложение 1).

Разделение учащихся уже давно практикуется на уроках физкультуры и трудового обучения, а также на некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно. Наша задача – расширить область использования гендерной технологии в учебном процессе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Наблюдение за работой мальчиков и девочек на уроке

        Время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала урока быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель-дефектолог видит это по обращённым к ним глазам и строит урок таким образом, чтобы самая трудная часть пришлась на пик работоспособности девочек.

         Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Вот и они достигли пика работоспособности. А девочки уже начали уставать. Учитель это заметил и начинает снимать нагрузку, зрительный контакт у нас хорошо налажен. А мальчикам  именно сейчас  повторю ключевой материал урока.

        И тем, и другим требуется размеренный темп подачи материала.  Давая задания мальчикам, стараюсь  включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее подсказывать, что и как делать. Пусть сам откроет принцип решения, даже наделав ошибок.

Мальчиками лучше воспринимаются проблемные методики, работа на уроке в режиме поисковой активности (девочка получит, сделает закладку для учебника и будет рассматривать узоры на ней, мальчик сделает закладку и покладёт её в учебник или дневник). Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление – они выпадают из процесса, внимание ослабевает. А вот девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях. Девочки ждут, когда ответит лидер. Спросишь – тишина до тех пор (даже если ответ знают), пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они работают «на подхвате».

Ресурсное обеспечение 

В исследованиях, касающихся учета гендерных особенностей учащихся в процессе обучения [], говорится о необходимости соблюдения определенных условий:

1) Выявление различий в обучаемости мальчиков и девочек (особенностей гендерного усвоения знаний);

2) Организация раздельного обучения мальчиков и девочек (создание специализированных учебных заведений) или дифференциация видов деятельности (например, на уроках трудового обучения или физической культуры);

3) Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек (на фоне общей положительной учебной мотивации);

4) Организация процесса усвоения учебного предмета на основе определения стиля учебной деятельности каждого ученика в классе и усредненного стиля учебной деятельности класса, позволяющих дифференцировать учащихся на малые группы;

5) Определение состава группы учащихся, стиль учебной деятельности которых не совпадает с усредненным стилем учебной деятельности класса;

6) Определение стиля преподавания учителей и установление их соответствия или несоответствия стилям учебной деятельности учащихся;

7) Определение соответствия стиля изложения учебных материалов (учебников, пособий и т.д.) и ст

На первом этапе нашего исследования (2012 года-2016) изучалось состояние проблемы в теории и практике, уделялось внимание гендерному аспекту в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью. На основе критического анализа научных источников по проблеме гендерного подхода был определен теоретический замысел исследования и эмпирическая база, организована опытно-экспериментальная работа.

Второй этап (2017-2019 года) включал экспериментальную работу по реализации гендерного подхода в обучении учащихся данной категории, проверку выдвинутых положений гипотезы исследования и анализ полученных результатов.

Третий эman (2019-2020 года) посвящен теоретическому обоснованию полученных эмпирических данных, уточнению теоретических и экспериментальных выводов и их сопоставлению с выводами других исследователей по рассматриваемым вопросам и по внедрению результатов в практику обучения детей с особенностями психо-физического развития.

Была организована диагностическая деятельность по изучению уровня мотивации в коллективе учащихся и сделаны выводы по результативности использования элементов гендерной технологии в обучении детей с особенностями.

Первый этап работы – диагностика исходного уровня учебной мотивации.

Мною была проведена диагностика мотивации учащихся с использованием следующих методик:

  1. Методика «Расскажи о школе» Н.Г. Лускановой [10];

  2. Методика М.Р. Гинзбурга «Методика изучения учебной мотивации» [11]

  3. Методика «Незаконченные предложения»

В процессе исследования было установлено, что основная масса учащиеся первого класса

Таблица 1

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

чел.

%

Высокая

0

0%

Хорошая

0

0%

Внешняя

3

75%

Низкая

1

25%

Негативное отношение к школе

0

0%



(75%) имеет внешний уровень мотивации. Это говорит о том, что школа привлекает ребят лишь своими внешними сторонами: общением, новым социальным статусом и т.д. (Приложение 2, таблица 1).

Есть ребёнок с низким уровенем мотивации – 25%.

Далее я провела качественный анализ результатов диагностики для определения преобладающих для данного возраста мотивов. Таблица 2.

Результаты показали что самая большая группа детей имеет игровой мотив – 50%. Этот мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. Хотя в учебной деятельности младших школьников достаточно широко используются игровые методы, но это особый вид игры – дидактическая игра, в основе которой лежат учебная задача и познавательный мотив. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности.

Следующая группа детей – 25% – имеет внешние мотивы. Они не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. При доминировании этой группы мотивов велика вероятность формирования негативного отношения к школе.

Есть учащийся, имеющий оценочный мотив. (25%). Такого учащегося можно охарактеризовать так: он постоянно спрашивает у педагога, правильно ли выполняет задание, при ответе не столько думает о том, что он говорит и делает, сколько пытается уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). У таких учащихся могут возникать конфликтные отношения с одноклассниками, успехи которых выше, чем у них.

Нет учащихся, с преобладающим познавательным мотивом . Для них характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.

Результаты диагностик показали необходимость в работе, направленной на повышение уровня учебной мотивации, и формировании у детей учебно-познавательных мотивов.

Методика «Незаконченные предложения» определила круг тем, интересных для девочек и мальчиков. Результаты опроса занесены в Таблицу 3 (Приложение 2).

Проанализировав результаты диагностик, я перешла ко второму этапу, где занялась разработкой, подбором и внедрением методов и средств, позволяющих осуществлять в работе гендерный подход.

Во-первых, это проявлялось в подборке упражнений, игр и мероприятий, содержание которых было бы интересно мальчикам и девочкам. С этой целью включала в урочную и внеурочную деятельность с младшими школьниками задания с разным содержанием (Что интересно для мальчиков и что интересно и близко девочкам) (Приложение 5).

Учебный материал я отбирала, руководствуясь следующими принципами:

  • Направленность упражнений на общее развитие учащихся;

  • Приоритетность творческих задач над репродуктивными;

  • Принцип опережающего обучения;

  • Принцип психологической комфортности;

  • Принцип систематичности.

Таким образом, в результате проведённой работы мною были отобраны и внедрены в практическую деятельность определённые задания и упражнения, которые помогли осуществить гендерный подход. Они, в свою очередь, способствовали повышению мотивации учащихся. Предлагаю виды таких упражнений (например, по математике для мальчиков: Составьте задачу про ремонт дома, чтобы она решалась так: 200 + (200 : 2). Докажите, что задача составлена правильно; для девочек: Составьте задачу про букеты цветов, чтобы она решалась так: 200 + (200 : 2). Докажите, что задача составлена правильно), классифицированные по годам обучения и предметам (Приложение 4 - флеш-накопитель).

Хорошим помощником применения гендерного подхода является так же и создание «Портфолио ученика». Работая над оформлением папки своих достижений мальчики и девочки проявляют различие в оформлении, в выборе цветовой гаммы, в пожеланиях, мечтах и т.д.

Высокая мотивация, которая формируется у моих учеников в процессе применения гендерного подхода, пробудила у них интерес к учебным предметам. Это позволяет ребятам повысить качество знаний по предметам и стимулирует у них желание заниматься предметами более осознанно.

На третьем этапе работы я диагностировала промежуточные результаты. По ним я увидела, что наблюдается стабильный рост учебной мотивации (Приложение 2, таблица 4)

Так, высокий уровень мотивации вырос к концу второго класса с 0% до 25%. Средняя учебная мотивация выросла в 2 раза – с 25% до 50%.

При оценке мотивов учения также можем увидеть, что происходит рост количества ребят с познавательными учебными мотивами (Приложение 2, таблица 5).

Таким образом, по результатам диагностик видим, что к концу 2 класса совсем исчезли низкий уровень и негативное отношение к школе. Появился учащийся с социальными мотивами. У основной массы детей преобладают учебно-познавательные мотивы.

Оценка качества знаний и обученности также показывает положительную динамику.

На четвёртом этапе я подводила итоги своей работы (Приложение 2, таблица 6).

По таблицам 4 и 6 видим положительную динамику высокого и хорошего уровней учебной мотивации. Так, высокий уровень вырос с 0% до 25%, хороший – с 0% до 50%. Уровень внешней мотивации спал с 50% до 25%, а низкий и негативное отношение к школе вообще не выявлены.

Наблюдение за ранжированием мотивов (Приложение 2, таблицы 5 и 7) тоже позволяет говорить о положительных изменениях в структуре мотивации. Изменения в мотивах не могли не отразиться на успеваемости учащихся (Приложение 2, таблица 8).

Анализируя результаты промежуточного контроля, следует отметить положительную динамику качества знаний детей и уровня учебной мотивации.

Все полученные результаты были проанализированы, из них сделаны соответствующие выводы. Поэтому важно было найти такие методы и средства, которые формировали высокую мотивацию учения ребят.

Подводя итоги, нужно отметить, что, осуществлению гендерного подхода наиболее соответствует модель параллельно-совместного обучения, которая может быть применена в масштабах современной общеобразовательной школы без ущерба для общего образовательного процесса.

При работе над данной проблемой мне удалось:

  1. Вследствие диагностики определить уровень мотивации и качество обученности детей;

  2. Рационально используя современные педтехнологии, отобрать приёмы и методы работы;

  3. Достичь определённых положительных результатов формирования знаний, умений и навыков детей;

  4. Включить в учебный процесс всех учеников, обеспечить целесообразный и эффективный характер их деятельности;

  5. Создать благоприятный психологический климат в коллективе;

  6. Повысить интерес учащихся к процессу обучения в школе.

Очевидно, что внедрение гендерного подхода является целесообразным, однако при его реализации существует возможность столкнуться с рядом проблем, к которым, прежде всего, относятся:

  1. Недостаточная разработанность и освещённость практических путей решения данной проблемы в психолого-педагогической литературе;

2) недостаточная подготовленность и информированность педагогического состава школы; недостаточная информированность родителей учащихся

Гендерное обучение может рассматриваться и как здоровьесберегающая технология. Это особенно актуально в отношении к учащимся с особенностями психофизического развития.

Исследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников с особенностями психофизического развития имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности  школьников [3, с 29].    

Перечислим основные условия использавания элементов гендерной технологии в обучении детей с «особенностями».

  • 1. Ориентация на нейтрализацию или существенное смягчение традиционных полоролевых стереотипов.

  • 2. Воспитание учащихся в духе свободного конструирования гендерной идентичности, гармоничного развития «женской» и «мужской» частей своей личности.

  • 3. Отсутствие противопоставления «природного предназначения» мужчин и женщин, «женского и мужского начала» в педагогическом общении на уроках и во внеклассной деятельности.

  • 4. Замена риторики «обязанности» на риторику «право» и «выбор».

  • 5. Поощрение мальчиков и девочек к занятиям, соответствующим их интересам и индивидуальности без оглядки на полоролевые стереотипы.

  • 6. Поощрение поведения девочек и мальчиков, основанного на гендерных стереотипах, а на оценке обстоятельств и конкретной ситуации.

  • 7. Поддержка партнерских отношений между мальчиками и девочками в учебном процессе [8].

Методологическим условием реализации гендерного подхода в образовании младших школьников с особенностями психофизического развития является использование интерактивных, диалоговых форм и методов обучения, активного вовлечения в учебный процесс самих учащихся, их личного опыта, наблюдений. Эффективно сотрудничество девочек и мальчиков на уроке (рассадка девочки с мальчиком).

Эффективно внедрение гендерных технологий на коррекционных занятиях с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Например, на занятиях во 2-м классе используем  народные игры, сказки, пословицы, поговорки, материнский фольклор. Сказки – сильное средство воспитания любви к  ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения.  Доступны и близки детям русские  народные    сказки «Крошечка – Хаврошечка»,  «Морозко»,  «Рукодельница     и    Ленивица», «Сестрица Алёнушка  и  братец Иванушка»,

« Иван – царевич», «Царевна – лягушка» и д.р.   Мальчиков  и девочек  сказки  учат послушанию, любви к земле родной, народу,  учат почитать родителей, быть добрым, справедливым. Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Используется метод   проблемной ситуации   «Прежде чем что – то делать, подумай:  кто ты – мальчик или девочка?  Как необходимо вести себя мальчику (девочке),  чтобы не случилось неприятностей?» Например:  Алина и Алёна не поделили книгу. - Что может произойти, если никто не уступит? - Как исправить такое положение. В своей работе активно применяем информационно – коммуникативными технологиями. Самостоятельно разрабатываем и создаем электронные игры для детей. Серия электронных игр гендерной направленности развивает умение детей различать детей разного пола по определенным признакам; развивать связную речь, внимание, логическое мышление; воспитывает чувство удовлетворения от правильных вариантов ответов.

Роль учителя

Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своего класса, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

При подготовке к урокам педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к урокам, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на уроках, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства, для нашей страны являются достаточно новыми и весьма острыми.

Одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.

Теоретические исследования и обобщение опыта в обучении показали, что реализация элементов гендерной технологии в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости.

В контексте гендерного подхода к обучению школьников прослеживается необходимость соответствия между типами изложения материала в учебниках и учебных пособиях, типом мышления и стилем учителя в изложении материала.

Особенно важно, что реализация гендерного подхода к обучению требует изменения акцентов в деятельности учителя, требует овладения и использования им специальных методик, способствующих выявлению гендерных особенностей учащихся и дальнейшей успешности в учебной деятельности (Приложение 3).

Исходя из полученных результатов, можно дать учителям-дефектологам следующие рекомендации:

  1. При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских отношений. 

  2. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек. 

  3. При реализации гендерного подхода к обучению особенно актуальным является единство действий учителей и родителей ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека.

Основные результаты проведенного исследования могут использоваться для совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях и для работы с учителями города с целью повышения их научно-методического уровня.

На примере моего опыта видно, как учитель может реализовать поставленные задачи, к каким результатам и проблемам выйти, как их решить, а вслед за тем – пойти дальше.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. - М., 2005

2. Битянова, М. Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е. И., Васильева, Н. Л. Работа психолога в начальной школе. - М. Совершенство, 2005 г.

3.Бужигеева, М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. - № 8. – С. 29-35.

4. Гинзбург, М.Р. Изучение учебной мотивации. М., 2003 г.

5. Градскова, Ю. В. Гендерная социализация // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Костиковой. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. С. 114–127.

6. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. – М.: Линка–Пресс, 2008. – 182 с.

7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.

8. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Настаўніцкая газета, №21, 2000. С.3.

9. Методика и методология гендерного образования в средней школе6 учеб.-метод. пособие. Иваново. 2004. С.170.

10. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011 – 2015 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.08. 2011. № 1101.

11. Улисных, А. А. Учёт гендерных особенностей дощкольников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // педагогика: традиции и инновации: материалы VI Международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015.– Челябинск: Два комсомольца. 2015. - с. 97-102.-URL https://moluch,ru/conf/ped/archive/147/7224.

12. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика. – М., Этвос, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки

Мальчики

- быстрее схватывают новый материал;

- легче усваивают алгоритмы и правила;

- любят задания на повторение;

- чаще используют ближнее зрение;

- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

- новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

- лучше выполняют задания на сообразительность;

- не терпят однообразия;

- лучше выполняют задания при ярком свете.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Таблица 1

Уровни учебной мотивации

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

чел.

%

Высокая

0

0%

Хорошая

0

0%

Внешняя

3

75%

Низкая

1

25%

Негативное отношение к школе

0

0%


Таблица 2

Выявление ведущих мотивов учения

Тип мотива

Кол-во детей

чел.

%

Социальные мотивы

0

0%

Учебно-познавательные мотивы

0

0%

Оценочный мотив

1

25%

Внешние мотивы

1

25%

Игровые

2

50%


Таблица 3

Интересы мальчиков и девочек 1 «Г» класса

Мальчики

Девочки

Транспорт

Рукоделие

Оружие

Куклы

Стройка, ремонт

Магазины

Военная тема

Красота (причёски, макияж)

Инструменты

Приготовление блюд

Животные (изучение, дрессировка)

Забота о домашних животных и растениях)

Музыка (разные направления)

Музыка (разные направления)

Спорт (футбол, хоккей, баскетбол, шахматы, тяжёлая атлетика, бокс, борьба)

Спорт (фигурное катание, художественная гимнастика, лёгкая атлетика)


Таблица 4

Динамика учебной мотивации

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

чел.

%

1 кл

2кл

(н.)

2кл

(к.)

1кл

2кл

(н.)

2кл

(к.)

В ысокая

0

0

1

0%

0%

25%

Х орошая

0

1

2

0%

25%

50%

В нешняя

3

2

1

75%

50%

25%

Н изкая

1

1

0

25%

25%

0%

Н егативное отношение к школе

0

0

0

0%

0%

0%


Таблица 5

Динамика мотивов учения

Тип мотива

Кол-во детей

чел.

%

1 кл

2 кл (нач.)

2 кл

(кон.)

1 кл

2 кл

(нач.)

2 кл

(кон.)

Социальные мотивы

0


1

0%

0%

25%

Учебно-познавательные мотивы

0

1

2

0%

25%

50%

Оценочный мотив

1

1

1

25%

25%

25%

Внешние мотивы

1

1

0

25%

25%

0%

Игровые

2

1

0

50%

25%

0%


Таблица 6

Уровни учебной мотивации (2 класс, апрель)

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

чел.

%

Высокая

1

25%

Хорошая

2

50%

Внешняя

1

25%

Низкая

0

0%

Негативное отношение к школе

0

0%


Таблица 7

Выявление ведущих мотивов учения (2класс, апрель)

Тип мотива

Кол-во детей

чел.

%

Социальные мотивы

1

25%

Учебно-познавательные мотивы

2

50%

Оценочный мотив

1

25%

Внешние мотивы

0

0%

Игровые

0

0%


Таблица 8

Динамика качества знаний учащихся



1 класс

2 класс (нач.)

2 класс (кон.)

Высокий




Достаточный




Средний

1-25%

1-25%

2-50%

Удовлетворительный

1-25%

1-25%

1-25%

Низкий

2-50%

2-50%

1-25%



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:

Для мальчиков рекомендуется

Для девочек рекомендуется

высокий темп подачи материала

широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации

разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий

минимальное количество повторений пройденного материала

работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;

вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;

использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;

подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;

дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;

необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы

Необходимо делать упор на визуальную информацию, располагаемую столбиками

неспешный размеренный темп урока подачи нового материала

достаточное количество повторений для лучшего усвоения

дозирование объёма и разнообразия новой информации

большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями

подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике

эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению

использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь

использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память

эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

Все примеры должны носить конкретный характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. При работе желательно использовать наглядность разных цветов.



Рекомендации по работе с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью:

Мальчики

Девочки

следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание;

развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации;

до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач;

разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство;

стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи;


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примеры заданий для дидактического материала по различным учебным предметам (флеш-накопитель)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Дидактическая игра «Одежда и обувь для мальчиков и девочек»

Оборудование: предметные картинки - куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка, варежки, сапоги, тапочки, туфли, ботинки и др.

Задачи: учить учащихся различать и называть предметы одежды и обуви;

дифференцировать одежду, обувь для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках; уточнить материал одежды, зимняя, демисезонная, летняя; правильно называть наименования деталей предметов одежды и обуви: завязки, пуговицы, воротник, карман, рукав, молния и т. д.; развивать внимание, память.

Варианты игр:

1. Игра «Одеваемся». Имитация движений при надевании предметов одежды, называемых воспитателем. Дети называют то, что они «надевали».

2. Дидактическая игра «Чего не стало». Для запоминания берется по четыре, пять предметных картинок с изображением одежды, обуви.

3. Дидактическая игра «На что наденем?». Учитель учит детей правильному произнесению предлога «на» и окончаний существительных.

- На что наденем шапку? (- На голову.) На что наденем шарф? (- На шею.)

На что наденем сапоги (брюки, носки, колготки? (- На ноги.) На что наденем варежки (перчатки? (- На руки.)

4. «Что лишнее?». Учитель по смыслу (по материалу, по сезону, по полу) подбирает четыре картинки, ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.



Разработка урока с учётом гендерных особенностей

Тема: Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

Класс: 3 "Г".

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: интегрированный урок.

Цель: формировать знания о числе имён существительных.

Задачи: 1) образовательные: углубить и расширить знания об имени существительном, о его отличительных признаках; закрепить умение определять род и число имени существительного, продолжить формировать умение изменять имя существительное по числам; познакомить с неизменяемыми по числам именами существительными, закрепить знания о правописании словарных слов;

развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.

Используемые методы и приемы: метод проектов, метод модульного обучения, исследовательский метод, прием рефлексивные вопросы, самостоятельное мини-исследование, игра.

Оборудование: учебник Данишевская Т. В., Зайцева Л. А.,Русский язык. Учебное пособие для 4 класса специальных общеобразовательных школ с русским языком обучения. Ч. 2. – Мн.:, «Народная асвета», 2012, карточки с заданиями.

Ход урока

Мотивационный этап.

На этапе мотивации мальчикам предлагается путешествие по карте "Речь", на которой необходимо выбрать, в какую именно часть сегодня лежит путь. Для этого необходимо в карточках, лежащих на партах, зачеркнуть лишние слова, останутся только имена существительные. А на карте раскрасить одним цветом ту часть, которую предстоит изучить. Подумай, как могла бы выглядеть схема имени существительного.

На этапе мотивации девочкам предлагается ответить на следующие вопросы:

какая тема изучается нами на протяжении нескольких уроков?

с чем уже в рамках данной темы мы успели познакомиться?

вспомните понятия, связанные с данной темой.

Отметим, что на данном этапе мальчики работают индивидуально, а девочки в группе.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

На данном этапе предлагается сыграть в игру «Да - нет». Если учащиеся согласны с утверждением, то поднимают голову, если не согласны, то голова остается на руках.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное - это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Придумайте свой вопрос к игре.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

В ходе урока учащимся предстоит согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.

-Все имена существительные изменяются по числам.

-Не все имена существительные изменяются по числам.

-У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

-У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

-При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

При изучении нового материала мальчики должны разделить слова, написанные на доске, на группы. Количество групп и признак для деления выбирается самостоятельно. А для девочек на карточках обозначены две группы (форма единственного и форма множественного числа), а слова они должны придумать самостоятельно.

Физкультминутка.

В качестве физкультминутки после обобщения изученного материала предлагаются приседания. Если учитель называет существительное, стоящее в форме единственного числа, то приседают девочки, в форме множественного - мальчики.

Первичное закрепление нового знания.

Мальчики выполняют упражнение 29 стр. 21, девочки - упражнение 30 стр. 21.

Обобщение и систематизация знаний.

Для мальчиков упражнение 33 стр. 22, для девочек - упражнение 34 (задание 1) стр. 22.

Данные упражнения подобраны в соответствии с гендерными особенностями учащихся.

Включение в систему знаний и умений.

Возвращаемся к вопросам, заданным в начале урока, отвечаем на них.

Рефлексия.

Этап рефлексии делится на деятельностную для мальчиков (оценить, по десятибалльной шкале, как изменились их знания по теме "Имя существительное") и эмоциональную для девочек (дорисовать лицо человечку, лежащему на парте





Коррекционное занятие по развитию эмоционально-волевой сферы в 3 «Г» классе

Тема: "Общее и особенное для мальчиков и девочек". (В занятии модифицирована разработка из пособия "Этическая грамматика" А.И. Шемшурина) [12].    

Цель:

расширить знания школьников об уважительном отношении к сверстникам, применении знаний в жизненных ситуациях

Задачи:

способствовать формированию положительного отношения между сверстниками.

выявить проблемы взаимопонимания между мальчиками и девочками и найти способ решения.

развивать у детей способности анализировать свои действия;

воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания

Оборудование: муз. сопровождение, "свитки" для девочек и мальчиков, лист ватмана для правил, классная доска с наклеенными изображениями мальчика и девочки.


Этапы занятия

Содержание


1.

Этический заряд.

Цель: положительный настрой на урок.

-Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку-

Поднимем настроение

Себе и другу.

-Давайте подарим друг другу искорку хорошего настроения.

-Дети становятся в круг, и через поочередное рукопожатие по цепочке передают искорку хорошего настроения друг другу. После того как искорка пройдет по кругу, ребята садятся на свои места.

2.

Диалог.


1.Выход на проблему.




2.Построе-ние логической цепочки и развитие мысли.



3.Обраще-ние к личности ребенка, поворот на себя.





















4.Нравст-венный выбор, как внутренний диалог.


(Фрагмент занятия

со «свитка-

ми»)

Цель: Выявление проблемы данного занятия, обсуждение проблемы, выявление причин возникновения, коллективное нахождение способа решения этой проблемы.


-Тема нашего сегодняшнего занятия звучит в этой песне, послушайте. (Звучит детская песенка «Из чего же, из чего же, из чего же…»)

-О чем говорится в песне? (О мальчиках и девочках)

-Очень часто в школе встречаюсь с такими ситуациями: мальчик пробежал и толкнул девочку, или девочка толкнула мальчика. Входя в школьный автобус, мальчики забывают пропустить вперед девочек. Мальчики дерутся с девочками, а девочки потом плачут. Очень часто девочки дразнят мальчиков. Таких примеров очень много.

-Я думаю, вы тоже такие ситуации встречали много раз.

-А в нашем классе встречаются такие ситуации? В нашем классе девочки и мальчики ладят между собой? (ответы детей)

(Доска разделена на четыре части: по краям –«девочки», «мальчики». По центру – «сложности», « правила». Ответы детей записываются в соответствующей части доски)

-Тема нашего занятия «Общее и особенное для мальчиков и девочек».

-Подумаем в связи с этим о том, какие у нас сложности в отношениях и проявлениях между мальчиками и девочками. Что вы можете сказать по этому поводу. (Ответы детей записываются на доске)

-Давайте вместе подумаем, как же нам решить данную проблему. (Выслушиваются предложения детей)

-Давайте попробуем собрать все советы девочек к мальчикам в красном «свитке», а мальчиков к девочкам в синем «свитке». Те советы, которые будут часто встречаться, запишем на доске в виде общих пожеланий для девочек и мальчиков. Согласны?

- Это мы оформим в виде правил и станем считать требованием коллектива, которое нужно обязательно выполнять.

-Сегодня мы эти правила запишем на доске, а наши художники, на большом листе, красиво оформят эти правила, и мы их повесим в классе на видное место. Договорились? (Работа на свитках) (После того как дети сделают записи, оба «свитка» зачитываются, повторяющиеся советы обсуждаются и записываются на доске в виде таблицы правил для девочек и мальчиков)

-Посмотрим внимательно, что у нас получилось.

-Какие советы можно считать общими?

-Какие, только для мальчиков или девочек?

-Согласны выполнять эти коллективно выработанные правила-советы?

-Теперь важно этот наказ в виде советов выполнять. Давайте выберем ответственного за выполнение данных советов у девочек и мальчиков. Он будет напоминать себе и другим ребятам о важности соблюдения данного коллективного наказа в отношениях между мальчиками и девочками.

По вашему мнению, какой это должен быть человек? (Ответственный, справедливый, честный)

-Кто из ребят, по вашему мнению, наиболее достоин такой работы? (Дети выбирают ответственного)

3.

Открытый финал.

-Ну что ж, хорошо, что мы обо всем договорились.

-Вы согласны стремиться стать лучше, жить по этим правилам?

-Какое из этих правил самое легкое для выполнения? Какое самое трудное? (Ответы детей)

4.

Итог занятия

-Наши художники оформят правила. Мы их повесим на видное место и в течение следующей недели попробуем придерживаться этих правил. Следующее занятие мы начнем с обсуждения наших первых результатов. Согласны?

-Я надеюсь, что эти правила помогут нам всем стать добрее, вежливее, дружнее.

-Я благодарю вас за хорошую работу, желаю вам успехов и отличного настроения.