СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Описан небольшой опыт по использованию элементов психофизического развития в учебно-воспитательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития(в основном с учащимися с интеллектуальной недостаточностью)
Данилова И. Г., Могилёв
Из опыта работы по теме:
Использование элементов гендерной технологии в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Описание концептуальной основы технологии.
Актуальность работы
Период школьного детства – это то время, когда у учащегося продолжают раскрываться уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. Становится актуальным конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного обучения девочек и мальчиков в начальной школе. В Беларуси более 13 тысяч детей с особенностями психофизического развития. Из них - значительное количество детей с интеллектуальной недостаточностью. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании и обучении такой категории учащихся. Гендерный подход (аспект) в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения, является современной и очень актуальной задачей.
Содержание работы с младшими школьниками с особенностями психофизического развития с учётом их гендерных особенностей разработано недостаточно и редко используется в учебном процессе, что по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман. В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Дорогова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребёнка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. [11, с. 11]
Ценностные основания преобразования педагогической практики
Правительство Республики Беларусь постоянно заявляет о том, что в стране проводится активная гендерная политика. Ратифицированы международные документы, приняты Национальные планы по достижению гендерного равенства, внесены кое-какие изменения в законодательные акты и пр. Однако при этом гендерная политика часто вызывает нарекания со стороны гендерных экспертов. Это происходит в связи с ее оторванностью от гендерной теории как методологического основания в обучении детей с особенностями.
Для реализации гендерной политики в стране активно привлекается и система образования. Поэтому не случайно появление гендерного воспитания в нормативных документах уже с 2000 г.[8, с. 3,], [10]. Вышедший в 2011 г Кодекс об образовании лишь еще более утвердил это направление как важный компонент воспитания [7, статья18:20–21].
Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008–2010 гг. утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г., № 1286 [10].
Приоритетным в учебно-воспитательной работе учреждений, обеспечивающих получение специального образования, является формирование у детей с ОПФР, в том числе с интеллектуальной недостаточностью, нравственного и физического здоровья, опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех видах деятельности. Стратегия и формы и методы работы с учащимися с особенностями психофизического развития, применяемые в начальной школе чаще всего рассчитаны на девочек [11, с. 11]. Таким образом, в настоящее время сущестуют противоречия между объективной потребностью общества в воспитании учащихся на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в учреждении образования. Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции «Использование элементов гендерной технологии в обучении учащихся с особенностями психофизического развития»
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3. Недостаточное освещение данной проблемы в педагогической литературе для учителей-дефектологов и практического использования опыта по гендерной технологии.
В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с младшими школьниками с особенностями психофизического развития? Что необходимо изменить в подходах к обучению учащихся с интеллектуальной недостаточностью и как использовать элементы гендерной технологии? Ответов на эти вопросы мы искали в педагогической научной литературе, а также в процессе работы с учащимися над данной проблемой.
Цели работы
Рассмотрев актуальность темы, поставим цель данной работы: проанализировать литературу, в которой рассмотрены теоретические вопросы гендерной технологии в образовании и предложить конкретный практический вариант решения данной проблемы,
Ведущая педагогическая идея
Если учитель-дефектолог школы будет строить свою работу с учётом гендера, то это поможет ему осуществить личностно-ориентированный подход, создаст благоприятные условия для формирования высокой учебной мотивации школьников, и в результате позволит повысить уровень качества знаний учащихся.
Задачи работы:
Конкретизировать содержание понятия «гендерный аспект обучения»;
Рассмотреть гендерные различия мальчиков и девочек;
Определить и применить формы и методы деятельности, учитывающие осуществление гендерного подхода в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в системе урочной деятельности, привести примеры заданий по основным учебным предметам с учётом гендерного аспекта в обучении детей с особенностями психофизического развития
проанализированы результаты проведённой работы.
Теоретические положения
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Гендерная технология – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, т.е. самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной технологии – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Актуальность подобного подхода к педагогическому воздействию на личность очевидна.
Вопросы теории и практики гендерных различий рассматриваются в трудах многих учёных. Этой проблемой занимались З. Фрейд, А.Бандура, Р. Уолтер, Х. Биллер, Л. Колберг, А. Игли, Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, Я.Л. Коломинский и М.X. Мелтсас, Т.А. Репина, И. С. Кон, Э. Эриксон. [5].
При изучении данной темы мною за основу взяты труды Т. П. Хризман и Т.А. Репиной. Эти исследователи подчёркивают, что содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они гендерным различиям школьников данного возраста и учитывать особенности психофизического развития [6].
Процессуальная характеристика технологии
М. Александровская, Г.М. Бреслав, В.Д. Еремеева, В.Е. Каган, Б.И. Хасан, Т.П. Хризман, и др. подчеркивают необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников [6, c. 45-52].
Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм [6].
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Выявлены различия в умственной деятельности девочек и мальчиков (Приложение 1).
Разделение учащихся уже давно практикуется на уроках физкультуры и трудового обучения, а также на некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно. Наша задача – расширить область использования гендерной технологии в учебном процессе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Наблюдение за работой мальчиков и девочек на уроке
Время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала урока быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель-дефектолог видит это по обращённым к ним глазам и строит урок таким образом, чтобы самая трудная часть пришлась на пик работоспособности девочек.
Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Вот и они достигли пика работоспособности. А девочки уже начали уставать. Учитель это заметил и начинает снимать нагрузку, зрительный контакт у нас хорошо налажен. А мальчикам именно сейчас повторю ключевой материал урока.
И тем, и другим требуется размеренный темп подачи материала. Давая задания мальчикам, стараюсь включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее подсказывать, что и как делать. Пусть сам откроет принцип решения, даже наделав ошибок.
Мальчиками лучше воспринимаются проблемные методики, работа на уроке в режиме поисковой активности (девочка получит, сделает закладку для учебника и будет рассматривать узоры на ней, мальчик сделает закладку и покладёт её в учебник или дневник). Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление – они выпадают из процесса, внимание ослабевает. А вот девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях. Девочки ждут, когда ответит лидер. Спросишь – тишина до тех пор (даже если ответ знают), пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они работают «на подхвате».
Ресурсное обеспечение
В исследованиях, касающихся учета гендерных особенностей учащихся в процессе обучения [], говорится о необходимости соблюдения определенных условий:
1) Выявление различий в обучаемости мальчиков и девочек (особенностей гендерного усвоения знаний);
2) Организация раздельного обучения мальчиков и девочек (создание специализированных учебных заведений) или дифференциация видов деятельности (например, на уроках трудового обучения или физической культуры);
3) Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек (на фоне общей положительной учебной мотивации);
4) Организация процесса усвоения учебного предмета на основе определения стиля учебной деятельности каждого ученика в классе и усредненного стиля учебной деятельности класса, позволяющих дифференцировать учащихся на малые группы;
5) Определение состава группы учащихся, стиль учебной деятельности которых не совпадает с усредненным стилем учебной деятельности класса;
6) Определение стиля преподавания учителей и установление их соответствия или несоответствия стилям учебной деятельности учащихся;
7) Определение соответствия стиля изложения учебных материалов (учебников, пособий и т.д.) и ст
На первом этапе нашего исследования (2012 года-2016) изучалось состояние проблемы в теории и практике, уделялось внимание гендерному аспекту в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью. На основе критического анализа научных источников по проблеме гендерного подхода был определен теоретический замысел исследования и эмпирическая база, организована опытно-экспериментальная работа.
Второй этап (2017-2019 года) включал экспериментальную работу по реализации гендерного подхода в обучении учащихся данной категории, проверку выдвинутых положений гипотезы исследования и анализ полученных результатов.
Третий эman (2019-2020 года) посвящен теоретическому обоснованию полученных эмпирических данных, уточнению теоретических и экспериментальных выводов и их сопоставлению с выводами других исследователей по рассматриваемым вопросам и по внедрению результатов в практику обучения детей с особенностями психо-физического развития.
Была организована диагностическая деятельность по изучению уровня мотивации в коллективе учащихся и сделаны выводы по результативности использования элементов гендерной технологии в обучении детей с особенностями.
Первый этап работы – диагностика исходного уровня учебной мотивации.
Мною была проведена диагностика мотивации учащихся с использованием следующих методик:
Методика «Расскажи о школе» Н.Г. Лускановой [10];
Методика М.Р. Гинзбурга «Методика изучения учебной мотивации» [11]
Методика «Незаконченные предложения»
В процессе исследования было установлено, что основная масса учащиеся первого класса
Таблица 1
Уровень учебной мотивации | Кол-во детей | |
чел. | % | |
Высокая | 0 | 0% |
Хорошая | 0 | 0% |
Внешняя | 3 | 75% |
Низкая | 1 | 25% |
Негативное отношение к школе | 0 | 0% |
(75%) имеет внешний уровень мотивации. Это говорит о том, что школа привлекает ребят лишь своими внешними сторонами: общением, новым социальным статусом и т.д. (Приложение 2, таблица 1).
Есть ребёнок с низким уровенем мотивации – 25%.
Далее я провела качественный анализ результатов диагностики для определения преобладающих для данного возраста мотивов. Таблица 2.
Результаты показали что самая большая группа детей имеет игровой мотив – 50%. Этот мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. Хотя в учебной деятельности младших школьников достаточно широко используются игровые методы, но это особый вид игры – дидактическая игра, в основе которой лежат учебная задача и познавательный мотив. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности.
Следующая группа детей – 25% – имеет внешние мотивы. Они не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. При доминировании этой группы мотивов велика вероятность формирования негативного отношения к школе.
Есть учащийся, имеющий оценочный мотив. (25%). Такого учащегося можно охарактеризовать так: он постоянно спрашивает у педагога, правильно ли выполняет задание, при ответе не столько думает о том, что он говорит и делает, сколько пытается уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). У таких учащихся могут возникать конфликтные отношения с одноклассниками, успехи которых выше, чем у них.
Нет учащихся, с преобладающим познавательным мотивом . Для них характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.
Результаты диагностик показали необходимость в работе, направленной на повышение уровня учебной мотивации, и формировании у детей учебно-познавательных мотивов.
Методика «Незаконченные предложения» определила круг тем, интересных для девочек и мальчиков. Результаты опроса занесены в Таблицу 3 (Приложение 2).
Проанализировав результаты диагностик, я перешла ко второму этапу, где занялась разработкой, подбором и внедрением методов и средств, позволяющих осуществлять в работе гендерный подход.
Во-первых, это проявлялось в подборке упражнений, игр и мероприятий, содержание которых было бы интересно мальчикам и девочкам. С этой целью включала в урочную и внеурочную деятельность с младшими школьниками задания с разным содержанием (Что интересно для мальчиков и что интересно и близко девочкам) (Приложение 5).
Учебный материал я отбирала, руководствуясь следующими принципами:
Направленность упражнений на общее развитие учащихся;
Приоритетность творческих задач над репродуктивными;
Принцип опережающего обучения;
Принцип психологической комфортности;
Принцип систематичности.
Таким образом, в результате проведённой работы мною были отобраны и внедрены в практическую деятельность определённые задания и упражнения, которые помогли осуществить гендерный подход. Они, в свою очередь, способствовали повышению мотивации учащихся. Предлагаю виды таких упражнений (например, по математике для мальчиков: Составьте задачу про ремонт дома, чтобы она решалась так: 200 + (200 : 2). Докажите, что задача составлена правильно; для девочек: Составьте задачу про букеты цветов, чтобы она решалась так: 200 + (200 : 2). Докажите, что задача составлена правильно), классифицированные по годам обучения и предметам (Приложение 4 - флеш-накопитель).
Хорошим помощником применения гендерного подхода является так же и создание «Портфолио ученика». Работая над оформлением папки своих достижений мальчики и девочки проявляют различие в оформлении, в выборе цветовой гаммы, в пожеланиях, мечтах и т.д.
Высокая мотивация, которая формируется у моих учеников в процессе применения гендерного подхода, пробудила у них интерес к учебным предметам. Это позволяет ребятам повысить качество знаний по предметам и стимулирует у них желание заниматься предметами более осознанно.
На третьем этапе работы я диагностировала промежуточные результаты. По ним я увидела, что наблюдается стабильный рост учебной мотивации (Приложение 2, таблица 4)
Так, высокий уровень мотивации вырос к концу второго класса с 0% до 25%. Средняя учебная мотивация выросла в 2 раза – с 25% до 50%.
При оценке мотивов учения также можем увидеть, что происходит рост количества ребят с познавательными учебными мотивами (Приложение 2, таблица 5).
Таким образом, по результатам диагностик видим, что к концу 2 класса совсем исчезли низкий уровень и негативное отношение к школе. Появился учащийся с социальными мотивами. У основной массы детей преобладают учебно-познавательные мотивы.
Оценка качества знаний и обученности также показывает положительную динамику.
На четвёртом этапе я подводила итоги своей работы (Приложение 2, таблица 6).
По таблицам 4 и 6 видим положительную динамику высокого и хорошего уровней учебной мотивации. Так, высокий уровень вырос с 0% до 25%, хороший – с 0% до 50%. Уровень внешней мотивации спал с 50% до 25%, а низкий и негативное отношение к школе вообще не выявлены.
Наблюдение за ранжированием мотивов (Приложение 2, таблицы 5 и 7) тоже позволяет говорить о положительных изменениях в структуре мотивации. Изменения в мотивах не могли не отразиться на успеваемости учащихся (Приложение 2, таблица 8).
Анализируя результаты промежуточного контроля, следует отметить положительную динамику качества знаний детей и уровня учебной мотивации.
Все полученные результаты были проанализированы, из них сделаны соответствующие выводы. Поэтому важно было найти такие методы и средства, которые формировали высокую мотивацию учения ребят.
Подводя итоги, нужно отметить, что, осуществлению гендерного подхода наиболее соответствует модель параллельно-совместного обучения, которая может быть применена в масштабах современной общеобразовательной школы без ущерба для общего образовательного процесса.
При работе над данной проблемой мне удалось:
Вследствие диагностики определить уровень мотивации и качество обученности детей;
Рационально используя современные педтехнологии, отобрать приёмы и методы работы;
Достичь определённых положительных результатов формирования знаний, умений и навыков детей;
Включить в учебный процесс всех учеников, обеспечить целесообразный и эффективный характер их деятельности;
Создать благоприятный психологический климат в коллективе;
Повысить интерес учащихся к процессу обучения в школе.
Очевидно, что внедрение гендерного подхода является целесообразным, однако при его реализации существует возможность столкнуться с рядом проблем, к которым, прежде всего, относятся:
Недостаточная разработанность и освещённость практических путей решения данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) недостаточная подготовленность и информированность педагогического состава школы; недостаточная информированность родителей учащихся
Гендерное обучение может рассматриваться и как здоровьесберегающая технология. Это особенно актуально в отношении к учащимся с особенностями психофизического развития.
Исследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников с особенностями психофизического развития имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников [3, с 29].
Перечислим основные условия использавания элементов гендерной технологии в обучении детей с «особенностями».
1. Ориентация на нейтрализацию или существенное смягчение традиционных полоролевых стереотипов.
2. Воспитание учащихся в духе свободного конструирования гендерной идентичности, гармоничного развития «женской» и «мужской» частей своей личности.
3. Отсутствие противопоставления «природного предназначения» мужчин и женщин, «женского и мужского начала» в педагогическом общении на уроках и во внеклассной деятельности.
4. Замена риторики «обязанности» на риторику «право» и «выбор».
5. Поощрение мальчиков и девочек к занятиям, соответствующим их интересам и индивидуальности без оглядки на полоролевые стереотипы.
6. Поощрение поведения девочек и мальчиков, основанного на гендерных стереотипах, а на оценке обстоятельств и конкретной ситуации.
7. Поддержка партнерских отношений между мальчиками и девочками в учебном процессе [8].
Методологическим условием реализации гендерного подхода в образовании младших школьников с особенностями психофизического развития является использование интерактивных, диалоговых форм и методов обучения, активного вовлечения в учебный процесс самих учащихся, их личного опыта, наблюдений. Эффективно сотрудничество девочек и мальчиков на уроке (рассадка девочки с мальчиком).
Эффективно внедрение гендерных технологий на коррекционных занятиях с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Например, на занятиях во 2-м классе используем народные игры, сказки, пословицы, поговорки, материнский фольклор. Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
« Иван – царевич», «Царевна – лягушка» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым. Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?» Например: Алина и Алёна не поделили книгу. - Что может произойти, если никто не уступит? - Как исправить такое положение. В своей работе активно применяем информационно – коммуникативными технологиями. Самостоятельно разрабатываем и создаем электронные игры для детей. Серия электронных игр гендерной направленности развивает умение детей различать детей разного пола по определенным признакам; развивать связную речь, внимание, логическое мышление; воспитывает чувство удовлетворения от правильных вариантов ответов.
Роль учителя
Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе.
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям
Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своего класса, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
При подготовке к урокам педагог должен продумать следующие моменты:
а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);
б) продумывать вопросы к урокам, учитывая особенности детей разного пола;
в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;
г) использовать проблемные ситуации на уроках, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства, для нашей страны являются достаточно новыми и весьма острыми.
Одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
Теоретические исследования и обобщение опыта в обучении показали, что реализация элементов гендерной технологии в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости.
В контексте гендерного подхода к обучению школьников прослеживается необходимость соответствия между типами изложения материала в учебниках и учебных пособиях, типом мышления и стилем учителя в изложении материала.
Особенно важно, что реализация гендерного подхода к обучению требует изменения акцентов в деятельности учителя, требует овладения и использования им специальных методик, способствующих выявлению гендерных особенностей учащихся и дальнейшей успешности в учебной деятельности (Приложение 3).
Исходя из полученных результатов, можно дать учителям-дефектологам следующие рекомендации:
При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских отношений.
Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек.
При реализации гендерного подхода к обучению особенно актуальным является единство действий учителей и родителей ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека.
Основные результаты проведенного исследования могут использоваться для совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях и для работы с учителями города с целью повышения их научно-методического уровня.
На примере моего опыта видно, как учитель может реализовать поставленные задачи, к каким результатам и проблемам выйти, как их решить, а вслед за тем – пойти дальше.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. - М., 2005
2. Битянова, М. Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е. И., Васильева, Н. Л. Работа психолога в начальной школе. - М. Совершенство, 2005 г.
3.Бужигеева, М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. - № 8. – С. 29-35.
4. Гинзбург, М.Р. Изучение учебной мотивации. М., 2003 г.
5. Градскова, Ю. В. Гендерная социализация // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Костиковой. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. С. 114–127.
6. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. – М.: Линка–Пресс, 2008. – 182 с.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.
8. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Настаўніцкая газета, №21, 2000. С.3.
9. Методика и методология гендерного образования в средней школе6 учеб.-метод. пособие. Иваново. 2004. С.170.
10. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011 – 2015 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.08. 2011. № 1101.
11. Улисных, А. А. Учёт гендерных особенностей дощкольников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // педагогика: традиции и инновации: материалы VI Международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015.– Челябинск: Два комсомольца. 2015. - с. 97-102.-URL https://moluch,ru/conf/ped/archive/147/7224.
12. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика. – М., Этвос, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки | Мальчики |
- быстрее схватывают новый материал; - легче усваивают алгоритмы и правила; - любят задания на повторение; - чаще используют ближнее зрение; - воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; - лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; - новую информацию анализируют с помощью левого полушария. | - труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; - им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; - лучше выполняют задания на сообразительность; - не терпят однообразия; - лучше выполняют задания при ярком свете.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Уровни учебной мотивации
Уровень учебной мотивации | Кол-во детей | |
чел. | % | |
Высокая | 0 | 0% |
Хорошая | 0 | 0% |
Внешняя | 3 | 75% |
Низкая | 1 | 25% |
Негативное отношение к школе | 0 | 0% |
Таблица 2
Выявление ведущих мотивов учения
Тип мотива | Кол-во детей | |
чел. | % | |
Социальные мотивы | 0 | 0% |
Учебно-познавательные мотивы | 0 | 0% |
Оценочный мотив | 1 | 25% |
Внешние мотивы | 1 | 25% |
Игровые | 2 | 50% |
Таблица 3
Интересы мальчиков и девочек 1 «Г» класса
Мальчики | Девочки |
Транспорт | Рукоделие |
Оружие | Куклы |
Стройка, ремонт | Магазины |
Военная тема | Красота (причёски, макияж) |
Инструменты | Приготовление блюд |
Животные (изучение, дрессировка) | Забота о домашних животных и растениях) |
Музыка (разные направления) | Музыка (разные направления) |
Спорт (футбол, хоккей, баскетбол, шахматы, тяжёлая атлетика, бокс, борьба) | Спорт (фигурное катание, художественная гимнастика, лёгкая атлетика) |
Таблица 4
Динамика учебной мотивации
Уровень учебной мотивации | Кол-во детей | |||||
чел. | % | |||||
1 кл | 2кл (н.) | 2кл (к.) | 1кл | 2кл (н.) | 2кл (к.) | |
В | 0 | 0 | 1 | 0% | 0% | 25% |
Х | 0 | 1 | 2 | 0% | 25% | 50% |
В | 3 | 2 | 1 | 75% | 50% | 25% |
Н | 1 | 1 | 0 | 25% | 25% | 0% |
Н | 0 | 0 | 0 | 0% | 0% | 0% |
Таблица 5
Динамика мотивов учения
Тип мотива | Кол-во детей | |||||
чел. | % | |||||
1 кл | 2 кл (нач.) | 2 кл (кон.) | 1 кл | 2 кл (нач.) | 2 кл (кон.) | |
Социальные мотивы | 0 |
| 1 | 0% | 0% | 25% |
Учебно-познавательные мотивы | 0 | 1 | 2 | 0% | 25% | 50% |
Оценочный мотив | 1 | 1 | 1 | 25% | 25% | 25% |
Внешние мотивы | 1 | 1 | 0 | 25% | 25% | 0% |
Игровые | 2 | 1 | 0 | 50% | 25% | 0% |
Таблица 6
Уровни учебной мотивации (2 класс, апрель)
Уровень учебной мотивации | Кол-во детей | |
чел. | % | |
Высокая | 1 | 25% |
Хорошая | 2 | 50% |
Внешняя | 1 | 25% |
Низкая | 0 | 0% |
Негативное отношение к школе | 0 | 0% |
Таблица 7
Выявление ведущих мотивов учения (2класс, апрель)
Тип мотива | Кол-во детей | |
чел. | % | |
Социальные мотивы | 1 | 25% |
Учебно-познавательные мотивы | 2 | 50% |
Оценочный мотив | 1 | 25% |
Внешние мотивы | 0 | 0% |
Игровые | 0 | 0% |
Таблица 8
Динамика качества знаний учащихся
| 1 класс | 2 класс (нач.) | 2 класс (кон.) |
Высокий |
|
|
|
Достаточный |
|
|
|
Средний | 1-25% | 1-25% | 2-50% |
Удовлетворительный | 1-25% | 1-25% | 1-25% |
Низкий | 2-50% | 2-50% | 1-25% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:
Для мальчиков рекомендуется | Для девочек рекомендуется |
высокий темп подачи материала широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий минимальное количество повторений пройденного материала работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений; вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение; использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера; подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом; дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику; необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы Необходимо делать упор на визуальную информацию, располагаемую столбиками | неспешный размеренный темп урока подачи нового материала достаточное количество повторений для лучшего усвоения дозирование объёма и разнообразия новой информации большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы Все примеры должны носить конкретный характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. При работе желательно использовать наглядность разных цветов.
|
Рекомендации по работе с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью:
Мальчики | Девочки |
следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание; | развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала; |
включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации; | до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач; |
разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство; | стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи; |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примеры заданий для дидактического материала по различным учебным предметам (флеш-накопитель)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Дидактическая игра «Одежда и обувь для мальчиков и девочек»
Оборудование: предметные картинки - куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка, варежки, сапоги, тапочки, туфли, ботинки и др.
Задачи: учить учащихся различать и называть предметы одежды и обуви;
дифференцировать одежду, обувь для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках; уточнить материал одежды, зимняя, демисезонная, летняя; правильно называть наименования деталей предметов одежды и обуви: завязки, пуговицы, воротник, карман, рукав, молния и т. д.; развивать внимание, память.
Варианты игр:
1. Игра «Одеваемся». Имитация движений при надевании предметов одежды, называемых воспитателем. Дети называют то, что они «надевали».
2. Дидактическая игра «Чего не стало». Для запоминания берется по четыре, пять предметных картинок с изображением одежды, обуви.
3. Дидактическая игра «На что наденем?». Учитель учит детей правильному произнесению предлога «на» и окончаний существительных.
- На что наденем шапку? (- На голову.) На что наденем шарф? (- На шею.)
На что наденем сапоги (брюки, носки, колготки? (- На ноги.) На что наденем варежки (перчатки? (- На руки.)
4. «Что лишнее?». Учитель по смыслу (по материалу, по сезону, по полу) подбирает четыре картинки, ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Разработка урока с учётом гендерных особенностей
Тема: Число имен существительных. Изменение существительных по числам.
Класс: 3 "Г".
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Цель: формировать знания о числе имён существительных.
Задачи: 1) образовательные: углубить и расширить знания об имени существительном, о его отличительных признаках; закрепить умение определять род и число имени существительного, продолжить формировать умение изменять имя существительное по числам; познакомить с неизменяемыми по числам именами существительными, закрепить знания о правописании словарных слов;
развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Используемые методы и приемы: метод проектов, метод модульного обучения, исследовательский метод, прием рефлексивные вопросы, самостоятельное мини-исследование, игра.
Оборудование: учебник Данишевская Т. В., Зайцева Л. А.,Русский язык. Учебное пособие для 4 класса специальных общеобразовательных школ с русским языком обучения. Ч. 2. – Мн.:, «Народная асвета», 2012, карточки с заданиями.
Ход урока
Мотивационный этап.
На этапе мотивации мальчикам предлагается путешествие по карте "Речь", на которой необходимо выбрать, в какую именно часть сегодня лежит путь. Для этого необходимо в карточках, лежащих на партах, зачеркнуть лишние слова, останутся только имена существительные. А на карте раскрасить одним цветом ту часть, которую предстоит изучить. Подумай, как могла бы выглядеть схема имени существительного.
На этапе мотивации девочкам предлагается ответить на следующие вопросы:
какая тема изучается нами на протяжении нескольких уроков?
с чем уже в рамках данной темы мы успели познакомиться?
вспомните понятия, связанные с данной темой.
Отметим, что на данном этапе мальчики работают индивидуально, а девочки в группе.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
На данном этапе предлагается сыграть в игру «Да - нет». Если учащиеся согласны с утверждением, то поднимают голову, если не согласны, то голова остается на руках.
-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.
Имя существительное - это часть речи? (да)
Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)
Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Имена существительные обозначают предмет? (да)
Придумайте свой вопрос к игре.
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
В ходе урока учащимся предстоит согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.
-Все имена существительные изменяются по числам.
-Не все имена существительные изменяются по числам.
-У некоторых существительных есть только форма единственного числа.
-У некоторых существительных есть только форма множественного числа.
-При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
При изучении нового материала мальчики должны разделить слова, написанные на доске, на группы. Количество групп и признак для деления выбирается самостоятельно. А для девочек на карточках обозначены две группы (форма единственного и форма множественного числа), а слова они должны придумать самостоятельно.
Физкультминутка.
В качестве физкультминутки после обобщения изученного материала предлагаются приседания. Если учитель называет существительное, стоящее в форме единственного числа, то приседают девочки, в форме множественного - мальчики.
Первичное закрепление нового знания.
Мальчики выполняют упражнение 29 стр. 21, девочки - упражнение 30 стр. 21.
Обобщение и систематизация знаний.
Для мальчиков упражнение 33 стр. 22, для девочек - упражнение 34 (задание 1) стр. 22.
Данные упражнения подобраны в соответствии с гендерными особенностями учащихся.
Включение в систему знаний и умений.
Возвращаемся к вопросам, заданным в начале урока, отвечаем на них.
Рефлексия.
Этап рефлексии делится на деятельностную для мальчиков (оценить, по десятибалльной шкале, как изменились их знания по теме "Имя существительное") и эмоциональную для девочек (дорисовать лицо человечку, лежащему на парте
Коррекционное занятие по развитию эмоционально-волевой сферы в 3 «Г» классе
Тема: "Общее и особенное для мальчиков и девочек". (В занятии модифицирована разработка из пособия "Этическая грамматика" А.И. Шемшурина) [12].
Цель:
расширить знания школьников об уважительном отношении к сверстникам, применении знаний в жизненных ситуациях
Задачи:
способствовать формированию положительного отношения между сверстниками.
выявить проблемы взаимопонимания между мальчиками и девочками и найти способ решения.
развивать у детей способности анализировать свои действия;
воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания
Оборудование: муз. сопровождение, "свитки" для девочек и мальчиков, лист ватмана для правил, классная доска с наклеенными изображениями мальчика и девочки.
№ | Этапы занятия | Содержание
|
1. | Этический заряд. | Цель: положительный настрой на урок. -Улыбнемся солнышку, Дадим друг другу руку- Поднимем настроение Себе и другу. -Давайте подарим друг другу искорку хорошего настроения. -Дети становятся в круг, и через поочередное рукопожатие по цепочке передают искорку хорошего настроения друг другу. После того как искорка пройдет по кругу, ребята садятся на свои места. |
2. | Диалог.
1.Выход на проблему.
2.Построе-ние логической цепочки и развитие мысли.
3.Обраще-ние к личности ребенка, поворот на себя.
4.Нравст-венный выбор, как внутренний диалог.
(Фрагмент занятия со «свитка- ми») | Цель: Выявление проблемы данного занятия, обсуждение проблемы, выявление причин возникновения, коллективное нахождение способа решения этой проблемы.
-Тема нашего сегодняшнего занятия звучит в этой песне, послушайте. (Звучит детская песенка «Из чего же, из чего же, из чего же…») -О чем говорится в песне? (О мальчиках и девочках) -Очень часто в школе встречаюсь с такими ситуациями: мальчик пробежал и толкнул девочку, или девочка толкнула мальчика. Входя в школьный автобус, мальчики забывают пропустить вперед девочек. Мальчики дерутся с девочками, а девочки потом плачут. Очень часто девочки дразнят мальчиков. Таких примеров очень много. -Я думаю, вы тоже такие ситуации встречали много раз. -А в нашем классе встречаются такие ситуации? В нашем классе девочки и мальчики ладят между собой? (ответы детей) (Доска разделена на четыре части: по краям –«девочки», «мальчики». По центру – «сложности», « правила». Ответы детей записываются в соответствующей части доски) -Тема нашего занятия «Общее и особенное для мальчиков и девочек». -Подумаем в связи с этим о том, какие у нас сложности в отношениях и проявлениях между мальчиками и девочками. Что вы можете сказать по этому поводу. (Ответы детей записываются на доске) -Давайте вместе подумаем, как же нам решить данную проблему. (Выслушиваются предложения детей) -Давайте попробуем собрать все советы девочек к мальчикам в красном «свитке», а мальчиков к девочкам в синем «свитке». Те советы, которые будут часто встречаться, запишем на доске в виде общих пожеланий для девочек и мальчиков. Согласны? - Это мы оформим в виде правил и станем считать требованием коллектива, которое нужно обязательно выполнять. -Сегодня мы эти правила запишем на доске, а наши художники, на большом листе, красиво оформят эти правила, и мы их повесим в классе на видное место. Договорились? (Работа на свитках) (После того как дети сделают записи, оба «свитка» зачитываются, повторяющиеся советы обсуждаются и записываются на доске в виде таблицы правил для девочек и мальчиков) -Посмотрим внимательно, что у нас получилось. -Какие советы можно считать общими? -Какие, только для мальчиков или девочек? -Согласны выполнять эти коллективно выработанные правила-советы? -Теперь важно этот наказ в виде советов выполнять. Давайте выберем ответственного за выполнение данных советов у девочек и мальчиков. Он будет напоминать себе и другим ребятам о важности соблюдения данного коллективного наказа в отношениях между мальчиками и девочками. По вашему мнению, какой это должен быть человек? (Ответственный, справедливый, честный) -Кто из ребят, по вашему мнению, наиболее достоин такой работы? (Дети выбирают ответственного) |
3. | Открытый финал. | -Ну что ж, хорошо, что мы обо всем договорились. -Вы согласны стремиться стать лучше, жить по этим правилам? -Какое из этих правил самое легкое для выполнения? Какое самое трудное? (Ответы детей) |
4. | Итог занятия | -Наши художники оформят правила. Мы их повесим на видное место и в течение следующей недели попробуем придерживаться этих правил. Следующее занятие мы начнем с обсуждения наших первых результатов. Согласны? -Я надеюсь, что эти правила помогут нам всем стать добрее, вежливее, дружнее. -Я благодарю вас за хорошую работу, желаю вам успехов и отличного настроения. |