Использование элементов нейропсихологического подхода в играх и упражнениях в работе с детьми с ОВЗ составитель: Новикова Наталия Станиславовна
С каждым годом увеличивается количество обучающихся с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи.
Работая в классах коррекции, мы в своей работе используем нейропсихологический подход в играх и упражнениях.
Теоретическая основа
- Представления А.Р.Лурии об иерархическом строении мозговой организации высших психических функций;
- Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и др.);
- Метод сенсомоторной коррекции (А.В.Семенович);
1блок : Энергетический:
Активация энергетического потенциала, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий(дыхательные упражнения, массаж и самомассаж; релаксация, растяжки, реципрокное взаимодействие, глазодвигательные упражнения и др.)
2 блок : Прием , переработка и хранение информации: Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов (развитие кинетических и кинестетических процессов, зрительного и слухового гнозиса, мнестических процессов, конструирование);
3 блок : Блок программирования, регуляции и контроля: Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (игры с правилами, коммуникативные игры, выстраивание причинно-следственных связей).
Для результативности необходимо учитывать определённые условия : - все упражнения проводятся индивидуально; - в доброжелательной обстановке; - требуется точное выполнение движений и приёмов. Педагог-психолог обязан сначала сам освоить все упражнения Противопоказания: обучающиеся с эпилептической активностью, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.
Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты:
- повысится общая работоспособность;
- улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление;
- улучшится качество освоения учебного материала;
- проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия,
- благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля;
- будут развиваться творческие способности ребенка.
На занятиях единовременно могут включаться упражнения из всех трех разделов, однако больше внимания уделяется тем проблемам, где глубже дефицит\несформированность.
Примеры упражнений
1 уровень:
стабилизация и активация энергетического потенциала организма
Дыхательные упражнения:
Выполняются сначала лежа, потом сидя, затем стоя.
Универсальным являются обучение 4-фазным дыхательным упражнениям: вдох-задержка-выдох-задержка.
Каждая фаза первоначально –2-3 секунды, удлиняем постепенно до 6-7 секунд.
Под счет психолога.
Можно использовать образы: ветер, шар и игровые приемы –свеча, и т.п.
Массаж и самомассаж:
Обучение проводится в несколько этапов.
1. Волшебные точки.
2. «Мытье головы».
3. «Ушки».
4. Глазки отдыхают.
5. Губы (покусывание).
6. Умываем лицо.
7. Теплые ручки.
8.Теплые ножки.
9. Бревнышки.
Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
- Силач –контрастное напряжение и расслабление тела
2) Весы
3) Травинка на ветру
4) Насос
5) Кукла
6) Пантомима
7) Ракета-звезда
8) Лодочка
Растяжки:
Растягивание, основанное на естественных движениях, помогает преодолеть мышечные дистонии, зажимы и патологические телесные ригидные установки, повышает уровень психической активности.
Упражнения проводятся в щадящем режиме – медленно и плавно.
Релаксация:
1. Эффективность упражнений повышают дополнительное использование музыки, цвета…
2. Релаксация может проводиться как в начале, середине, так и в конце занятия – с целью интеграции опыта.
Глазодвигательные упражнения:
Вначале следим за предметом, затем ребенок за своей рукой, перемещаемой психологом, затем движения выполняются самостоятельно.
Ребенок смотрит прямо перед собой, отработка движений глаз начинается по 4 основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево и по диагоналям.
Расширение сенсомоторного репертуара речевого аппарата:
открывание рта, вытягивание губ, работа язычком (можно выполнять под счет).
Упражнения для шеи и плечевого пояса.
Упражнения на сопротивление головы, рук, в разные стороны
Упражнения для рук .
Различные сюжетные комплексы, использование массажных мячиков.
Упражнения для ног.
Приседания и хождение по дорожкам, бугоркам, канату, использование координационной лесенки, мешка, и т.д.
Формирование навыков внимания (игровые упражнения: стоп-сигналы, замри-отомри и т.п.)
Примеры упражнений 2 уровня:
стабилизация межполушарных взаимодействий.
(Доска – балансир, межполушарные доски и прописи и т.д.)
Телесные фигуры, буквы, цифры.
Тактильное домино
Загадочные рисунки (зашумленные изображения и т.п.)
Лабиринты
Освоение телесного пространства
Графические диктанты
Конструирование
Словесные конструкции
(хозяйка куклы-кукла хозяйки; хозяин собаки –собака хозяина и т.п.)
3 уровень:
Формирование произвольной саморегуляции.
Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка рассматривать ситуацию с точки зрения другого.
Это решается путем игр с партнером (психолог или обучающийся), когда предлагается, начав игру вместе, далее играть «за двоих».
Можно предложить побыть в роли «учителя».
Важнейшим итогом формирования у детей с ОВЗ произвольной деятельности является принятие и выполнение правил и норм взаимодействия с другими людьми, соблюдение режима и определенных школьных обязанностей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!