СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов нейропсихологического подхода в играх и упражнениях в работе с детьми с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация познакомит с основными элементами нейропсихологического подхода в играх и упражнениях, которые можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов нейропсихологического подхода в играх и упражнениях в работе с детьми с ОВЗ»

Использование элементов нейропсихологического подхода в играх и упражнениях в работе с детьми с ОВЗ    составитель: Новикова Наталия Станиславовна

Использование элементов нейропсихологического подхода в играх и упражнениях в работе с детьми с ОВЗ составитель: Новикова Наталия Станиславовна

  С каждым годом увеличивается количество обучающихся с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи.  Работая в классах коррекции, мы в своей работе используем нейропсихологический подход в играх и упражнениях.

С каждым годом увеличивается количество обучающихся с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи.

Работая в классах коррекции, мы в своей работе используем нейропсихологический подход в играх и упражнениях.

  Теоретическая основа    Представления А.Р.Лурии об иерархическом строении мозговой организации высших психических функций;     Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и др.); Метод сенсомоторной коррекции (А.В.Семенович);

Теоретическая основа

  • Представления А.Р.Лурии об иерархическом строении мозговой организации высших психических функций;

  • Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и др.);
  • Метод сенсомоторной коррекции (А.В.Семенович);

  1блок : Энергетический:  Активация энергетического потенциала, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий(дыхательные упражнения, массаж и самомассаж; релаксация, растяжки, реципрокное взаимодействие, глазодвигательные упражнения и др.) 2 блок : Прием , переработка и хранение информации:  Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов (развитие кинетических и кинестетических процессов, зрительного и слухового гнозиса, мнестических процессов, конструирование); 3 блок : Блок программирования, регуляции и контроля:  Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (игры с правилами, коммуникативные игры, выстраивание причинно-следственных связей).

1блок : Энергетический:

Активация энергетического потенциала, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий(дыхательные упражнения, массаж и самомассаж; релаксация, растяжки, реципрокное взаимодействие, глазодвигательные упражнения и др.)

2 блок : Прием , переработка и хранение информации: Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов (развитие кинетических и кинестетических процессов, зрительного и слухового гнозиса, мнестических процессов, конструирование);

3 блок : Блок программирования, регуляции и контроля: Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (игры с правилами, коммуникативные игры, выстраивание причинно-следственных связей).

 Для результативности необходимо учитывать определённые условия :  - все упражнения проводятся индивидуально;  - в доброжелательной обстановке;  - требуется точное выполнение движений и приёмов.   Педагог-психолог обязан сначала сам освоить все упражнения   Противопоказания: обучающиеся с эпилептической активностью, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Для результативности необходимо учитывать определённые условия : - все упражнения проводятся индивидуально; - в доброжелательной обстановке; - требуется точное выполнение движений и приёмов. Педагог-психолог обязан сначала сам освоить все упражнения Противопоказания: обучающиеся с эпилептической активностью, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты:  - повысится общая работоспособность; - улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление; - улучшится качество освоения учебного материала;  проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, - благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля; - будут развиваться творческие способности ребенка.

Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты:

- повысится общая работоспособность;

- улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление;

- улучшится качество освоения учебного материала;

  • проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия,

- благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля;

- будут развиваться творческие способности ребенка.

На занятиях единовременно могут включаться упражнения из всех трех разделов, однако больше внимания уделяется тем проблемам, где глубже дефицит\несформированность.

На занятиях единовременно могут включаться упражнения из всех трех разделов, однако больше внимания уделяется тем проблемам, где глубже дефицит\несформированность.

Примеры упражнений 1 уровень: стабилизация и активация энергетического потенциала организма

Примеры упражнений

1 уровень:

стабилизация и активация энергетического потенциала организма

Дыхательные упражнения: Выполняются сначала лежа, потом сидя, затем стоя. Универсальным являются обучение 4-фазным дыхательным упражнениям: вдох-задержка-выдох-задержка. Каждая фаза первоначально –2-3 секунды, удлиняем постепенно до 6-7 секунд. Под счет психолога. Можно использовать образы: ветер, шар и игровые приемы –свеча, и т.п. Массаж и самомассаж: Обучение проводится в несколько этапов. 1. Волшебные точки. 2. «Мытье головы». 3. «Ушки». 4. Глазки отдыхают. 5. Губы (покусывание). 6. Умываем лицо. 7. Теплые ручки. 8.Теплые ножки. 9. Бревнышки.

Дыхательные упражнения:

Выполняются сначала лежа, потом сидя, затем стоя.

Универсальным являются обучение 4-фазным дыхательным упражнениям: вдох-задержка-выдох-задержка.

Каждая фаза первоначально –2-3 секунды, удлиняем постепенно до 6-7 секунд.

Под счет психолога.

Можно использовать образы: ветер, шар и игровые приемы –свеча, и т.п.

Массаж и самомассаж:

Обучение проводится в несколько этапов.

1. Волшебные точки.

2. «Мытье головы».

3. «Ушки».

4. Глазки отдыхают.

5. Губы (покусывание).

6. Умываем лицо.

7. Теплые ручки.

8.Теплые ножки.

9. Бревнышки.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела Силач –контрастное напряжение и расслабление тела 2) Весы 3) Травинка на ветру 4) Насос 5) Кукла 6) Пантомима 7) Ракета-звезда 8) Лодочка Растяжки: Растягивание, основанное на естественных движениях, помогает преодолеть мышечные дистонии, зажимы и патологические телесные ригидные установки, повышает уровень психической активности. Упражнения проводятся в щадящем режиме – медленно и плавно.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

  • Силач –контрастное напряжение и расслабление тела

2) Весы

3) Травинка на ветру

4) Насос

5) Кукла

6) Пантомима

7) Ракета-звезда

8) Лодочка

Растяжки:

Растягивание, основанное на естественных движениях, помогает преодолеть мышечные дистонии, зажимы и патологические телесные ригидные установки, повышает уровень психической активности.

Упражнения проводятся в щадящем режиме – медленно и плавно.

Релаксация: 1. Эффективность упражнений повышают дополнительное использование музыки, цвета… 2. Релаксация может проводиться как в начале, середине, так и в конце занятия – с целью интеграции опыта. Глазодвигательные упражнения: Вначале следим за предметом, затем ребенок за своей рукой, перемещаемой психологом, затем движения выполняются самостоятельно. Ребенок смотрит прямо перед собой, отработка движений глаз начинается по 4 основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево и по диагоналям. Расширение сенсомоторного репертуара речевого аппарата: открывание рта, вытягивание губ, работа язычком (можно выполнять под счет).

Релаксация:

1. Эффективность упражнений повышают дополнительное использование музыки, цвета…

2. Релаксация может проводиться как в начале, середине, так и в конце занятия – с целью интеграции опыта.

Глазодвигательные упражнения:

Вначале следим за предметом, затем ребенок за своей рукой, перемещаемой психологом, затем движения выполняются самостоятельно.

Ребенок смотрит прямо перед собой, отработка движений глаз начинается по 4 основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево и по диагоналям.

Расширение сенсомоторного репертуара речевого аппарата:

открывание рта, вытягивание губ, работа язычком (можно выполнять под счет).

 Упражнения для шеи и плечевого пояса. Упражнения на сопротивление головы, рук, в разные стороны Упражнения для рук . Различные сюжетные комплексы, использование массажных мячиков.  Упражнения для ног. Приседания и хождение по дорожкам, бугоркам, канату, использование координационной лесенки, мешка, и т.д.  Формирование навыков внимания (игровые упражнения: стоп-сигналы, замри-отомри и т.п.)

Упражнения для шеи и плечевого пояса.

Упражнения на сопротивление головы, рук, в разные стороны

Упражнения для рук .

Различные сюжетные комплексы, использование массажных мячиков.

Упражнения для ног.

Приседания и хождение по дорожкам, бугоркам, канату, использование координационной лесенки, мешка, и т.д.

Формирование навыков внимания (игровые упражнения: стоп-сигналы, замри-отомри и т.п.)

Примеры упражнений 2 уровня: стабилизация межполушарных взаимодействий. (Доска – балансир, межполушарные доски и прописи и т.д.) Телесные фигуры, буквы, цифры. Тактильное домино Загадочные рисунки (зашумленные изображения и т.п.)  Лабиринты  Освоение телесного пространства  Графические диктанты  Конструирование  Словесные конструкции (хозяйка куклы-кукла хозяйки; хозяин собаки –собака хозяина и т.п.)

Примеры упражнений 2 уровня:

стабилизация межполушарных взаимодействий.

(Доска – балансир, межполушарные доски и прописи и т.д.)

Телесные фигуры, буквы, цифры.

Тактильное домино

Загадочные рисунки (зашумленные изображения и т.п.)

Лабиринты

Освоение телесного пространства

Графические диктанты

Конструирование

Словесные конструкции

(хозяйка куклы-кукла хозяйки; хозяин собаки –собака хозяина и т.п.)

3 уровень: Формирование произвольной саморегуляции. Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка рассматривать ситуацию с точки зрения другого. Это решается путем игр с партнером (психолог или обучающийся), когда предлагается, начав игру вместе, далее играть «за двоих». Можно предложить побыть в роли «учителя». Важнейшим итогом формирования у детей с ОВЗ произвольной деятельности является принятие и выполнение правил и норм взаимодействия с другими людьми, соблюдение режима и определенных школьных обязанностей.

3 уровень:

Формирование произвольной саморегуляции.

Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка рассматривать ситуацию с точки зрения другого.

Это решается путем игр с партнером (психолог или обучающийся), когда предлагается, начав игру вместе, далее играть «за двоих».

Можно предложить побыть в роли «учителя».

Важнейшим итогом формирования у детей с ОВЗ произвольной деятельности является принятие и выполнение правил и норм взаимодействия с другими людьми, соблюдение режима и определенных школьных обязанностей.

         СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!