«Использование элементов песочной терапии в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста»
Речь является самым важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие всех процессов познавательной деятельности восприятия, памяти, мышления. Внимание неустойчивое, имеются трудности включения, переключения и распределения. Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Поэтому, в процессе коррекционной логопедической работы наряду с традиционными методами, широко используются и нетрадиционные специальные техники коррекции. Одной из которых является песочная терапия.
Принцип песочной терапии был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности, заложенные в человеческой психике. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей. Это является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок обладает релаксационным действием, позволяет раскрыться детям, повысить работоспособность и интерес к логопедическим занятиям. В процессе работы у ребенка появляется желание узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В игре с песком более гармонично развиваются все высшие психические функции, мелкая моторика, тактильная чувствительность, речь. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Более того, песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам. Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения, предназначен для многоразового использования. Песок не прилипает к рукам, не вызывает аллергических реакций, не засоряет глаза.
В коррекционной логопедической работе с помощью игр с песком решаются следующие задачи:
• Развитие диафрагмального дыхания
• Регуляция мышечного тонуса
• Автоматизация звуков
• Развитие фонематического слуха
• Формирование слоговой структуры слова
• Развитие словарного запаса.
• Обучение грамоте
• Развитие связной речи
Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.
Игры с песком на развитие дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу» От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
«Добрый великан» из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
- «Путешествие» на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
- «Буря» во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
- «Морская прогулка» воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Игры на регуляцию мышечного тонуса.
- поочередно пальцами правой руки, затем левой;
- ребенок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- ребенок медленно дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- ребенок перетирает песок между пальцами.
«Песочный дождик». Ребенок медленно сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, или на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на один пальчик, а ребенок называет этот палец.
«Необыкновенные следы».
- «Идут медвежата» Ребенок с силой кулачками надавливает на песок.
- «Прыгают зайки» кончиками пальцев ребенок ударяет о песок.
- «Ползут змейки» ребенок пальчиками делает поверхность песка волнистой.
- «Бегут жучки-паучки» ребенок быстро двигает всеми пальцами
Игры на автоматизацию звуков
«Сильный мотор». Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик». Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
«Совпадение». Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игры на развитие фонематического слуха
«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Водолаз». Со дна песочницы ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
«Два моря». Песочница делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
«Два города». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
«Песочные строители». Ребенок делает отпечатки фигурок и делит их на две группы.
Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Игры на формирование слоговой структуры слова.
«Полоски». Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
«Художник». Логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
Игры на развитие словарного запаса
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Развитие грамматического строя речи.
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Чего не стало». Игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Игры на развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение». Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
«Друзья». При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«Что случилось?» При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.
Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
«Рыбка». Выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
Результаты использования песочной терапии:
Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
Совершенствуются гуманные чувства детей.
Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.