Просмотр содержимого документа
«Использование элементов регионального компонента на уроках биологии и во внеклассной деятельности.»
Использование элементов регионального компонента на уроках биологии
и во внеклассной деятельности.
В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи регионального компонента, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 10 % времени и содержание которого необходимо дополнять местным материалом, пробуждающий интерес к изучению биологии.
Работа по использованию регионального компонента в моей педагогической деятельности осуществляется в двух направлениях - на уроке и во внеклассной деятельности, придерживаясь определенных принципов:
систематичность;
доступность;
наглядность;
разнообразность материала;
связь материала в учебной и воспитательной работе.
Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование, которое начинается в начальных классах, продолжается в среднем и старшем звене, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также их интересов. Основной формой обучения по – прежнему является урок, поэтому главная задача – это создание и проведение уроков, с использованием элементов регионального компонента. С учётом этого при изучении биологии в 7 классе, на региональный компонент по теме “Царство Грибы” отводится 1 час, “Царство Растения” - 4 часа, “Царство Животные” - 5 часов. Выделить отдельно целый урок только на изучение региональных видов живых организмов весьма проблематично, поэтому я ввожу региональный материал методом “вкрапления” с использованием:
наглядности – это фотографии, презентации, слайд-фильмы;
активных формы и методов обучения: уроки-путешествия, виртуальные экскурсии, устные журналы, конкурсы,
викторины.
На уроках и во внеклассной деятельности я использую метод проектов и исследований.
Проектная и исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, выполнение и защита проекта.
Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая:
учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 2 - 3 человека и получают задания. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе.
Образовательный процесс в школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков. На конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, учащиеся могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.