Вторушина Олеся Юрьевна
Использование элементов техники «Скорочтения» на уроках в начальной школе, как залог успешного обучения
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения неотъемлемая часть отводится на формирование навыков чтения. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Отработка техники чтения у младших школьников является главным этапом в учебном процессе.
Ни для кого не секрет, что дети с низкой скоростью чтения не успевают по многим предметам. Ребенку будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи. Быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Как же научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника? Этот вопрос волнует многих педагогов и всегда будет актуальным. Потому что скорость чтения является важным фактором успеваемости и успешности. Выдающиеся люди не зря считаются обладателями многих талантов – они читали быстро и эффективно. (со слайда прочитать о великих людях).
Пройдя курсы скорочтения, я решила серьёзно заняться этой проблемой. Для начала рассмотрела причины замедленного чтения у детей:
- низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного);
- ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания;
- пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы);
- бедный словарный запас;
- регрессия - возвратные движения глаз. Многие дети сами, не замечая, читают слово дважды, как бы для верности;
- не развитый артикуляционный аппарат.
Затем рассмотрела понятие скорочтение?
Скорочтение – это способность быстро читать при использовании особых методов, включающих группировку информации и уменьшение проговаривания. Оптимальной считается скорость чтения, соответствующая темпу разговорной речи, т.е. примерно 130-150 слов в минуту.
Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Мной были отобраны следующие упражнения техники «Скорочтения»:
Упражнение-игра «Найди букву» способствует развитию быстрого поиска букв и слов в тексте, что помогает развить быстрое чтение. Также это упражнение способствует развитию зрительной памяти, поэтому оно хорошо подходит еще и для общего развития памяти в целом.
Смысл прохождения упражнения: поиск букв в визуальном запоминании нужной буквы и быстрого ее поиска среди представленных букв.
Задание: Найдите букву «П» и запишите сколько раз она вам встретится. Время выполнение задания от 30 сек до 1 минуты. Упражнение «Поиск букв» используется в скорочтении для того, чтобы научиться лучше ориентироваться в тексте, быстрее находитьнужнуюинформацию.
Вовлекаю ребенка в процесс чтения – начинаю читать текст, останавливается на интересном моменте, предлагает прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спрашиваю, что ребенок прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Разбираем непонятные слова.
Игры с ударением – выбираю любое слово, и ставим ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Ребенок должен выбрать правильный вариант.
Упражнение «Алфавит». Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Смысл прохождения упражнения: верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать, нижний ряд – это обозначения (Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки).
Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П- правую, Л- левую, О- обе.
Упражнение «Чтение по верхней половине текста»
Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Задание: Прочитайте текст, видя только верхушки букв.
Жужжащее чтение – ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.
Развитие зоркости – записываю ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставляю согласную, уточняю какая буква лишняя?
Пишу слова, отличающиеся одной буквой: кот-кит, кот-рот, лес-вес. Задание: чем отличаются и чем похожи эти слова.
Чтение с закладкой – читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово – это исключает повторы и наращивает темп.
Чтение слов, написанных разными шрифтами.
Артикуляционная гимнастика, совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой. Предлагаю ребятам, прочитать скороговорки по-разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, учитель следит за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Так же включаю чтение пословиц и поговорок.
Использую прием «очередь» - ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.
Поиск заданного слова – называю любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Эта игра сформирует способность увидеть целый образ слова и разовьёт словесную память.
Упражнение «Струп-тест» развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного.
Смысл прохождения упражнения: при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим. Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтении текстов ребенок будет легче понимать прочитанное.
Задание:Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова. Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И наоборот
Упражнение «Рисование двумя руками»
Смысл прохождения упражнения: одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. Задание Возьмите 2 карандаша и одновременно двумя руками обрисуйте осьминога. Начинать следует с простых линий и геометрических фигур, постепенно усложняя рисунок. Картинку каждый раз меняем.
Это лишь малая часть всех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе. Скорочтение – это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достичь результата. Уделяя техники «Скорочтения» пять минут в начале урока, я заметила, что у учащихся были сформированы умения:
понимать целостный смысл текста;
скорость чтения класса увеличилась;
ориентироваться в тексте и находить требуемую информацию;
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения обобщения, классификации, систематизации;
извлекать и анализировать информацию из различных источников;
читать внимательно и вдумчиво;
обоснованно делать выводы, доказывать.
В завершении предлагаю прочитать текст на предрасположенность к скорочтению.
Всем спасибо за внимание! Удачи в новых начинаниях!