СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов технологии РКМ на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация  к выпускной квалификационной работе "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории"

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологии РКМ на уроках истории»

Аннотация к выпускной квалификационной работе «Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания».


В настоящее время наблюдается перенасыщенность современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаемую информацию, социальный заказ общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи. Все это возможно в рамках применения технологии критического мышления на уроках истории.

Данная технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными  работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Если при традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет, то технология критического мышления меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании данной технологии учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Другой положительной стороной является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Объектом исследования является - процесс преподавания истории в старших классах, а предметом – применение элементов технологии развития критического мышления на уроках истории.

Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание отдельных тем курса "История России XIX- XX вв." (в 8, 9 классах) при определенном уровне развития учащихся диктует целесообразность использования технологии критического мышления при изучении нового материала на уроках истории. Цель работы – рассмотреть психолого–педагогические основы технологии «Развития критического мышления» и выявить методы и приёмы, которые наиболее целесообразно использовать в процессе изучения курса истории России в рамках рассматриваемой технологии.

Задачи:

- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

- выявить содержание, структуру, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;

- обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания истории в старших классах;

- выявить особенности применения технологии развития критического мышления на уроках истории.

- экспериментально проверить педагогическую эффективность применения технологии развития критического мышления на уроках истории с учетом содержания программного материала, познавательных возможностей учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: Изучение психолого-педагогической и методической литературы, Анкетирование, Тестирование, Анализ продуктов деятельности учащихся, Изучение школьной документации

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе, изучалось состояние проблемы в историческом, философском, психолого-педагогическом аспектах.. Осуществлялось изучение состояния проблемы применения технологии критического мышления в практике работы учителей, в процессе обучения истории России, в частности при изучении нового материала.

На втором этапе проводился поисковый этап экспериментальной работы; изучались различные приемы технологии критического мышления и началась работа по использованию приемов на уроках истории в 8 классах. Применялись такие приемы технологи критического мышления как: кластер, «тонкие» и «толстые» вопросы, таблица «ЗХУ»,инсерт, верные и неверные утверждения, зигзаг.

На третьем этапе продолжалась апробация приемов технологии критического мышления; проводилась обработка и анализ полученных данных, их объяснение и оформление результатов исследования. Экспериментальная база исследования - МБОУ «Хоронхойская СОШ». В общей сложности было охвачено 26 учащихся 8 классов: контрольная группа (13 человек)- 8 «а» класс и экспериментальная группа (13 человек) – 8 «б» класс.

Исследование проводилось на материале курса истории России XIX и ХХ веков в 8 классах средней школы. Результаты эксперимента выявлялись и уточнялись посредством наблюдения за деятельностью учащихся на уроке, анализа письменных и устных работ учащихся, отсроченных заданий, путем статистической обработки данных срезовых работ на различных этапах эксперимента.

1.В структуре критического мышления можно выделить три компонента:

На первом этапе эксперимента исследовалась учебная мотивация школьников, способность учащихся к самостоятельным оценочным суждениям и уровень развития у них видов мышления, являющихся основой для формирования критического мышления.

Для изучения мотивации школьников использовалась анкета (Приложение 1). Характер мотивации учения является показателем качества образования. Результат исследования, можно рассматривать, как показатель эффективности (качества) применяемой технологии обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах. Результаты анкетирования представлены на диаграммах.

Сравнительная характеристика уровней учебной мотивации школьников контрольной и экспериментальной группы после второго этапа эксперимента. Можно проследить положительные изменения учебной мотивации школьников 8 «б» класса (экспериментальной группы) по сравнению со школьниками 8 «а» класса (контрольной группы) и в сравнении с начальным состоянием учебной мотивации учащихся 8 «б» класса (экспериментальной группы). Таким образом, можно сделать вывод не только о том, что позитивные изменения в учебной мотивации детей имеются, но и о том, что эти изменения вызваны тем, что в ходе обучения школьников истории были использованы приемы развития критического мышления.

Деятельностный компонент охватывает мыслительные операции, которыми владеет учащийся. Сюда относится способность к логическим умозаключениям, установлению ассоциативных связей, способности к классификации.

Для успешного развития критического мышления на уроке учащиеся должны обладать определенным уровнем мышления и мотивации. Использовался ряд методик (Приложение 2) для изучения уровня развития умения школьников мыслить..

Говоря о скорости протекания мыслительных процессов, нужно отметить следующее: у половины учащихся наблюдается средняя скорость протекания мыслительных процессов (55% протестированных учащихся); высокая скорость обнаружена у 15% учащихся; 30 % продемонстрировали низкую скорость.

Одним из наиболее распространенных в практике исследования мышления любых видов является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно достаточно убедительно показать особенности аналитической и синтетической деятельности мозга. Так, например, если испытуемым предъявить картинки с четырьмя нарисованными предметами, где один предмет надо исключить: например, на карточке нарисованы керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце, где правильный ответ - «солнце». Рассуждения типа «надо удалить свечу, она быстро сгорает и невыгодна» свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений. Образец методики представлен в (приложении 4).

В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.

Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя умения уч-ся адекватно оценивать собственную деятельность, учебную информацию, давать оценку историческим событиям. Для оценки степени сформированности рефлексивно-оценочного компонента критического мышления школьников был использован текст с заведомо допущенными неточностями. Школьники получили домашнее задание выписать умозаключения, с которыми они не согласны и объяснить почему. Исторический текст был взят из учебника, но несколько трансформирован.

Всё вышесказанное подтверждает успешность проведённого эксперимента.

Выводы по главе II.

1.Уровень развития критического мышления учащихся 8 классов не является достаточным, необходима целенаправленная работа по его развитию.

2.Учащиеся 8-х классов обладают средним уровнем развития учебной мотивации и первоначальная диагностика особенностей их мышления позволяет сделать вывод о том, что основа для развития критического мышления имеется.

3. Апробация приемов развития критического мышления школьников (представление информации в кластерах; верные и неверные утверждения; «мозговая атака»; графические приемы) доказала возможность целенаправленного развития критического мышления в процессе обучения истории.

В ходе исследования были выявлены методические возможности включения элементов технологии критического мышления в урок истории как на этапе подготовки к изучению нового материала, так и непосредственно в ходе изучения нового.

Все применяемые приемы технологии критического мышления позволяют изучать исторический материал через деятельность, которая осуществляется в увлекательной форме. Это, как показала практика, способствует прочности и качеству полученных учащимися знаний.

В результате анализа психологической, педагогической литературы была раскрыта сущность технологии КМ .