Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании (Презентация)»
Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании
Музыкальный руководитель
Обмачевская И.О.
МБДОУ «Детский сад №29 «Улыбка»
Стратегическая цель технологии ТРИЗ — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ: - развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; - формирование целостной картины мира; - воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; - развитие речи, памяти, творческого воображения.
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
- является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
- развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
- помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Методы и приемы ТРИЗ
• Морфологический анализ;
• Синектика (Эмпатия);
• Метод каталога;
• Метод фокальных объектов;
• Системный анализ;
• Мозговой штурм;
• Кольца Луллия.
Морфологический анализ
Синектика
Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа.
Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кабалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д.
Метод каталога
Метод фокальных объектов
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы"
Системный анализ
Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) и на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Мозговой штурм
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Круги Луллия
эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:
- малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
- средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
- большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).
«УГАДАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ»