РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 175 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Использование фиджетов для концентрации внимания и снятия напряжения
у детей с РАС»
Подготовил:
Учитель - логопед
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД
№ 175 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Дикуха А.В
Г.О. Донецк, 2025 г.
Из этого доклада вы узнаете о проверенных приспособлениях для гармонизации сенсорной сферы, которые хорошо помогают детям с РАС и СДВГ удерживать концентрацию внимания на учебных занятиях.
Во время обучения дети часто испытывают проблемы с концентрацией:
Вертлявость и ерзание на месте
Качание на стуле
Желание опереться на соседа
Взгляды в окно
Рисование каракуль
Постукивание пальцами или карандашом по столу…
Все эти варианты поведения многие педагоги и родители принимают за патологическую невнимательность.
Хотя это может показаться неожиданным и противоречащим здравому смыслу, но такие сигналы чаще говорят о попытке сохранить концентрацию, а не о желании отключиться от занятия.
Последние исследования показали, что деятельность, которая связана с включением дополнительных органов чувств, помогает детям с РАС и СДВГ добиться большей концентрации на том, чем они сейчас заняты.
Дефицит внимания нарастает по двум основным причинам:
С ростом продолжительности задания
Из-за его монотонности и предсказуемости
Простыми словами, внимание переключается, когда становится скучно.
Обратим свой взгляд в сторону взрослых. Чтобы подкрепить концентрацию на работе взрослые люди делают многие вещи, активно подстегивающие разные сенсорные системы:
Жуют жвачку или крекеры
Пьют чай или газировку
Отбивают ритм подошвой
Грызут ногти или колпачок ручки
Постоянно поправляют волосы
Двигают кончиком языка
Постукивают по столу пальцами
Это происходит потому, что большому числу людей выполнение сразу двух задач помогает мозгу не терять контакта с главной из них.
Так и у детей с РАС и СДВГ сенсорное восприятие может быть особенно затрудненным, когда им приходится иметь дело сразу с несколькими объектами, из которых надо выделить один главный.
Дополнительная целенаправленная самостоятельно контролируемая нагрузка на недогруженные или перегруженные сенсорные системы помогает детям убрать из поля внимания отвлекающий шум, видимость каких-то предметов и другие фоновые раздражители. Дети с РАС разные и по характеру, и по своим возможностям.
Когда дети ерзают, облокачиваются на мебель или других людей, гудят или издают неречевые звуки, делают движения руками, им проще понять, что сейчас происходит вокруг них. И это позволяет мышлению сфокусироваться на обучении.
Вместо того, чтобы принуждать ребенка к неподвижности, взгляду в одну сторону или на определенного человека, лучше спросить себя:
Как можно догрузить сенсорику особого малыша так, чтобы он стал проявлять больше внимания?
Слово - «фиджет» пришло к нам из английского языка не так давно. Fidget означает ерзать, крутиться, как егоза. Многие и не подозревают, что фиджеты были придуманы для детей с аутизмом и синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ), а не в качестве офисной игрушки.
Небольшой перечень возможных средств и методов для усиления концентрации внимания и снижения уровня тревожности:
Сидеть на надутой воздухом резиновой подушке или на специальном наклонном диске. Так верчение и ерзание ребенка уменьшатся и не будут отвлекать остальных детей.
Делать короткий перерыв после того, как решена очередная задача и перед началом новой. Вспомним и мы, что в своей работе, активно проводим пальчиковые упражнения с ритмичными стихами, а так же, предлагаем детям физкультминутки.
Некоторые дети с РАС любят подолгу смотреть на вращающиеся лопасти вентилятора или бесконечно крутят колесико игрушечной машинки. Поэтому была создана вращающаяся игрушка, которую ребенок с аутизмом мог взять с собой, например, в общественный транспорт, чтобы спокойно чувствовать себя в шумной обстановке и толпе.
Действительно, дети с РАС или гиперактивностью с удовольствием смотрят на спиннеры.
Возможность «егозить» пальцами помогает детям с особенностями развития сохранять спокойствие в тех местах, где нельзя активно двигаться и шуметь. Для любителей покрутить что-то пальцами подойдут кольца и подвески с подвижными элементами. Такие украшения продаются в специальных магазинах для людей с особенностями, но оказалось, что их с удовольствием покупают нейротипичные люди.
сочетает в себе свойства спиннера и дополнительные возможности. Его можно крутить, а также щелкать кнопками и двигать пальцами маленькие рычажки, которые находятся на его гранях.
close
Фиджет-куб обычно маленького размера, его можно носить в кармане, при необходимости доставать или использовать, опустив руку в карман. Бывают модификации этого кубика с разными возможностями. На его гранях располагаются силиконовые кнопки, металлические вращающиеся шары и даже подобие миниатюрного джойстика.
Гусь-обнимусь? Скорее всего ключевое слово здесь — «обнимусь». Не так давно персонаж компьютерного квеста стал мягкой игрушкой и молниеносно завоевал рынок. В чем секрет популярности игрушки?
Глубокие тактильные ощущения, которые возникают во время объятий, успокаивают всех.
У детей дошкольников с аутизмом, могут быть определенные особенности: многие из них болезненно реагируют на прикосновения к ним других людей, но при этом имеют огромную потребность в тактильных ощущениях, напоминающих объятья. Вот такое противоречие. Какой выход? Можно регулировать поступление тактильных ощущений — прикасаться самим только к тому, что нравится или обнимать то, что нравится. Согласитесь, есть разница: трогают вас или вы сами решаете, к чему прикасаться.
игрушки, связанные с получением удовольствия от прикосновений сейчас необычайно популярны. Они могут быть маленькими и большими, выполненными из разных материалов, вы сможете найти массу всего, что можно мять, растягивать, сжимать в руках.
Использовать небольшой предмет, чтобы занять руки — гладкий или шипованный мяч, который можно сжимать, рельефную игрушку или кусочек комфортной ребенку ткани. Также могут пригодиться резиновые эспандеры и четки.
Необходимые для хорошего самочувствия ощущения можно также получить с помощью слаймов и жвачек для рук.
close
Большинство из нас может вспомнить ребенка, который от усердия сгрызал кончик карандаша во время занятия. Или девчонку, задумчиво покусывающую кончик своей косички. А уж любители погрызть свои ногти встречаются в любом возрасте — этим никого не удивишь.
Потребность получать сенсорные ощущения в области рта часто встречается у детей с РАС. Чтобы ребенок не грыз ногти, пальцы, воротник или другие неподходящие объекты, ему предлагают специальные приспособления: кулоны из силикона в виде каких-то фигурок, специальные силиконовые браслеты и так далее.
А что, если ребенок с аутизмом уже стал взрослым, ходит на работу, а потребность что-нибудь погрызть все еще сохранилась? Как-то неловко носить на шее огромный кулон в виде розового единорога и периодически его грызть.
Появились компании, которые стали разрабатывать бижутерию, способную удовлетворять сенсорные потребности и взрослого человека. Такие украшения не бросаются в глаза, но при необходимости, их можно, не привлекая к себе внимания, погрызть или покрутить в руках.
Тем ребятам, которые незаметно для себя начинают грызть карандаши или ручки, можно порекомендовать использовать специальные наконечники для ручек, сделанные из прочного пищевого силикона — это гигиеничнее и безопаснее для зубов. Самая распространенная форма такого приспособления — шахматный конь.
Проблема с засыпанием может возникнуть у детей с РАС независимо от возраста. Причин может быть очень много. Но есть стратегия, которая в некоторых случаях помогает — специальное утяжеленное одеяло. Зачем утяжеление ребенку с РАС? Одна из проблем таких людей — их мозг недостаточно хорошо регистрирует информацию о границах своего тела. И это одна из причин повышенной тревожности, которая беспокоит днем и не дает заснуть вечером.
Специалист-эрготерапевт может порекомендовать ребенку с аутизмом использовать утяжеленный жилет во время некоторых занятий, а на время засыпания накрываться утяжеленным одеялом. Глубокие тактильные ощущения, которые возникают под этим одеялом, похожи на плотные объятья. Они оказывают успокаивающее воздействие на большинство детей. Поэтому засыпать под утяжеленным одеялом понравилось и многим нейротипичным людям.
Интерес к этим предметам говорит о том, что мы все становимся аутичными?
Нет. Скорее всего все эти предметы оказались востребованы нейротипичными детьми, потому что наш образ жизни сильно изменился. Дефицит тактильных ощущений, недостаток движения, многозадачность, бешеный темп жизни — все это становится причиной стресса. А сенсорные приспособления помогают успокоиться и получить приятные ощущения.
Спрашивайте у ребенка, что ему нужно! Предлагайте и показывайте личный пример использования подобных приспособлений и чутко отвечайте на реакцию ребенка.
Литература:
Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)» .М.: Изд-во "СигналЪ", 2002
Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.
Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.
Шпицберг И. Л. «Коридор с прозрачными стенами» Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком» Теревинф, 2007.