«Использование фитнес-технологий и знакомство с танцевальными направлениями на уроках физической культуры для повышения положительной мотивации девушек старших классов»
Автор: Гребенникова Надежда Васильевна
Статья рассказывает о возможностях использования фитнес технологий и элементов танцевальной аэробики на уроках физической культуры для девушек старшего школьного возроста.
Мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодёжи, ниже среднего. В последнее время мы сталкиваемся с проблемой, особенно среди старшеклассников, не способности к сдаче нормативов, предусмотренных программой по физической культуре из-за отклонений в состоянии здоровья.
Специалисты в области физической культуры, в свою очередь, активно работают в русле данной проблематики: разрабатывают новые здоровье сберегающие технологии, ищут пути повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, формирования представлений о здоровом образе жизни.
Можно назвать следующие причины слабой физической подготовленности учащихся:
Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков мало. Школьные секции не везде интересны.
Преобладание пассивного досуга. Интерес к движению пропал особенно заметно на примере школьников и учащейся молодёжи. На смену подвижным играм доминирующее место в досуге учащегося стали занимать виртуальные игры, которые и без того увеличивают гиподинамию, перегружают зрительную и нервную систему.
Низкий уровень физического развития. Учащийся на практике не способен реализовать требования государственного стандарта из-за плохой физической подготовки. Пропадает интерес к уроку физической культуры.
Повышенная занятость современного ученика. Большой объем учебных занятий, факультативы, репетиторы и т.п., что предъявляет повышенные требования к здоровью молодого человека.
В подростковом и старшем школьном возрасте происходит перестройка деятельности всех физиологических систем организма, особенно у девушек. Отмечается развитие в центральной нервной системе. Меняется психика, поведение, социально-бытовые ориентации девушек. Они остро переживают недостатки своей внешности, а у некоторых даже наблюдается дисморфофобия – чувство острого недовольства своей внешностью (Тимошенко Л.Н,1990). Девушки становятся более эмоциональными. Они ближе к сердцу принимают похвалу и порицание, их легче растрогать, заставить смеяться или плакать. Они более самолюбивы и обидчивы (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. 1981).
Забота о своём физическом состоянии у девушек проявляется в поддержании «внешних» форм, гибкости, изяществе движений, походке и, реже, в развитии быстроты, силы или выносливости.
Указанное свидетельствует о том, что у большинства девушек, не сформированы физкультурно-оздоровительные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. По исследованиям Вавилова Ю.Н. (1990) более 80% старшеклассников страны выразило отрицательное отношение к урокам физкультуры. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности, здоровье девушек и интереса к уроку
Таким образом, решение данной проблемы становится весьма актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания.
Так, опрос, проведённый нами среди учащихся старших классов, показал, что 42% респондентов хотят применения на уроках различных направлений фитнеса. 50% девушек выразили своё желание заниматься на уроке под музыку.
В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо-метрах значительно больше, когда выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой.
Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.
Так, на уроках легкоатлетической направленности фитнес-технологии включаются в подготовительную часть, выполняя упражнения под музыку.
Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.
В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют джаз-аэробика, фанк и т.д.
На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, шейпинг.
На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке.
На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводятся упражнения силовой аэробики: с резиновыми амортизаторами под музыку, аэробика, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, классическая аэробика,танцевальная аэробика.
Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика, тай-бо, зумба и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.
В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога-аэробика, пилатес, элементы ЛФК.
Также фитнес-технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы.
Девушки, освобожденные от сдачи нормативов с большим интересом готовят комплексы упражнений для той или иной группы мышц под музыкальное сопровождение. Разрабатывают комплексы упражнений для профилактики:
- плоскостопия;
- нарушений осанки;
- гимнастика для глаз;
- для расслабления и релаксации и т.п.
Тем самым они вовлекаются в процесс изучения материала по данной проблеме и делятся найденным материалом в форме доклада, реферата, презентации и проведения комплекса упражнений.
Использование на уроках таких танцевальных направлений как сальса, бачата, свинг, буги-вуги, способствуют развитию чувства ритма, пластики, координации, что в свою очередь повышает самооценку старшеклассниц.
Как показывает практика и данные проведённых опросов среди девушек старших классов лицея, внедрение фитнес-технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. По направленности уроков на первое место они ставят танцевальную аэробику и шейпинг. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также из ответов девушек можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить их потребность и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе.
Таким образом, можно придти к выводу, что фитнес-технологии могут содействовать изменению негативного отношения к урокам физической культуры, они являются действенным средством повышения интереса у девушек к занятиям физическими упражнениями, способствовать повышению уровня здоровья молодёжи.
Рис. 1. Мотивы посещения урока
Данный вопрос анкеты выясняет, что же мотивирует девушек к уроку физической культуры.
51.2% респондентов ответили, что главное в жизни - это здоровье и для этого надо посещать урок физкультуры. Формированию хорошей фигуры отдали предпочтение 45.8%
20.1% - работоспособность улучшается и позволяет лучше работать на последующих уроках
8% приходят на урок, чтобы общаться.
Из ответов становится очевидным, что для девушек важным является, прежде всего, здоровье и визуальная сторона вопроса – хорошая фигура.
Рис. 2. Направленность урока физкультуры
Ответы на вопросы анкеты позволили выяснить мнение девушек об их интересах на уроках физкультуры:
30% и 31% отдают предпочтение аэробике и спортивным играм.
22% - гимнастике.
17% нравятся комбинированные уроки.
Учитывая, что на уроках гимнастики тоже применяются упражнения фитнеса, можно сделать выводы, что девушки предпочитают этот раздел программы, т.к. он близок к нетрадиционным видам (аэробике, шейпингу, стретчингу).
Девушкам, по-прежнему, хочется быть гибкой, пластичной, иметь хорошую растяжку и красиво двигаться.
Выводы
1. Из анкетирования девушек старших классов лицея стало ясно, что для мотивации к уроку физической культуры необходимо включать фитнес-технологии и игры.
2. Опыт показывает, что применение фитнес-технологий, игр изменяет негативное отношение к уроку, повышает интерес, влияет на посещаемость уроков физической культуры, повышает плотность и нагрузку.
3. Выполняя задания под музыку, что выполняется на высоком эмоциональном состоянии, студенты не замечают, сколько килограммометров они проделали на уроке.
4. Занимаясь с интересом на уроках физической культуры, двигательная активность станет для учащегося потребностью, что в дальнейшем поможет вести ему здоровый образ жизни, с радостью участвовать в профессиональной деятельности.
Литература
1. Водолажский Г.Г. Исследование интереса учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия их воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1969 с.23
2. Войлоков А.М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним. Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук. Л. 1971 с. 23
3. Журавин М.Л. Сайкина Е.Г. Музыкальное сопровождение, как средство повышения качества и результативности занимающихся по физической культуре и спорту. Сборник научно-методических работ. С-Пб РГПУ им.А.И.Герцена. 20003. 356 с.
4. Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г, Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. С-ПБ 2001
5. Калырбаева Д.Г. Писанникова Е.П. На всероссийской конференции. Физическая культура в школе. М. 2004, №3, с.2
6. Колесов Д.В. Хрипкова А.Г. Девочка-подросток-девушка. М. «Просвещение». 1981г.
7. Сайкина Е.Г. Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. С-Пб 2001
8. Сайкина Е.Г Фирилёва Ж.Е Музыкальное обеспечение уроков физкультуры в школе. Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культуой и спортом. Сборник научно-методических работ. Технологии образования в области физической культуры. С-Пб. 2003
9. «Тимощенко Л.И. Воспитание старшеклассниц. М. «Просвещение».1990
10. Фитнесс: становление, тенденции и перспективы развития в России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 210-летию РГПУ им.А.И.Герцена, 60-летию факультета физической культуры. С-ПБ 2006