Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников и младших школьников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Обучающиеся быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность
Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет – через 10-12 минут, в 7-8 лет – через12-15 минут!
Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности.
Физкультминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.
Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям (могут быть с видео или музыкальным сопровождением);
Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
Рекомендуется проводить, начиная со средней группы.
Классификация физкультминуток
1. Общеразвивающие упражнения - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2. В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;
3. В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4. В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
5. В форме выполнения движений под текст стихотворения — при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
- текст стихотворения должен быть высокохудожественным,
- используются стихотворения известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихотворениям с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6. В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Различных физкультминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, в интернете. Но не следует забывать, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физкультминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультминутки малыши нуждаются больше всего!
МАДОУ Детский сад №9 «Теремок»
«Использование физкультминутки в работе педагога»
Подготовила учитель-логопед
Будникова Т.В.
2025г.