СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование форм и методов на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование форм и методов на уроках ОБЖ»



Своё выступление хотелось начать с важности предмета основы безопасности жизнедеятельности.

Некрасов в своё время писал:


Поэтом можешь ты не быть,

А гражданином быть обязан.


Я немного переиначу:


Быть в жизни можешь ты хоть кем, 
но ОБЖ ты знать обязан.


Почему каждый школьник должен знать ОБЖ? 

Приведу простой пример. В России за 1995 год на 100 000 детей в возрасте до 17 лет приходилось 7029 пострадавших при травмах и отравлениях под воздействием внешних причин. Через 13 лет, в 2008 году, число пострадавших этой же категории возросло до 11 598 человек. Все эти примеры говорят не в пользу современного урока ОБЖ. Таким образом, к школьному предмету, направленному на обучение учеников культуре безопасного поведения, нужен совершенно иной подход как со стороны учителя, так и стороны ученика. Поэтому при изучении программы ОБЖ целесообразно примерно 60-70 % учебного времени отводить активным формам с целью повышения познавательной деятельности учащихся. Ведь, всем известно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям.


Общий подход к реализации всего программного комплекса «ОБЖ в школе» предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала.

Я расскажу о тех, которые сам использую чаще всего на своих уроках.


Итак, 1) Головоломки 

В практике преподавания ОБЖ, широко используются вербальные (словесные)  головоломки. Широко известны кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

    Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

        Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

 Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д

        Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу учащихся.

Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему учащихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.


Что выше крыши,

Ловче мыши?
(Дым.)

Накормишь – живет,
напоишь – умрет. 
(Огонь.)

Полено в топке полыхает

И "звезды" эти в нас бросает.

Одна горящая частица

Пожаром может обратиться.

(Искра.)

Висит – молчит,

А перевернешь, шипит,

И пена летит.

(Огнетушитель.)

В маленьком амбаре
Держат сто пожаров. 
(Спички.)

Вот тучи брызнули дождём,

Светло вдруг стало, точно днём.

Что ослепительно сверкает,

Гром оглушительный рождает?

(В лесу деревья поджигает?)

(Молния.)

И рубашки, и штанишки,
Гладит он для вас, детишки,
Но запомните друзья,
Что играть вам с ним нельзя!

(Утюг.)

Раскалился слишком вдруг

Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из…

(Розетки.)


2)В структуре современного урока очень важны межпредметные связи. Поэтому иногда прибегаю к использованию отрывков из художественной литературы, которые обогащают учебный процесс.

        Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье.


Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.

        Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала.

«Всколыхнулися озера, 
Горы медные дрожали, 
Камни твердые трещали, 
Со скалы скала свалилась, 
Раздроблялися утесы».

Учащиеся самостоятельно определяют, что произошло и к какому виду ЧС можно отнести случившееся. Такие задания развивают внимание, самостоятельность.

А можно, зачитав фрагмент их художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному тексту.

        Задания следует разнообразить. Например, задать вопросы:

Какую чрезвычайную ситуацию вы узнаете  в данном литературном произведении?

Какие действия в данной чрезвычайной ситуации здесь описаны?

Почему волку удалось съесть козлят?

Что помогло проникнуть в их дом?

Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки?

Какие ошибки в поведении Красной шапочки ты можешь назвать?

Какую ошибку с точки зрения личной безопасности совершил колобок?

        Или предложить учащимся сравнить наблюдения писателя с их жизненным опытом и ответить на вопрос: как поступили бы дети на месте героя?

        К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока- при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.


3) В последнее время очень часто используется проведение нестандартных форм занятий.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

В своей практике я использую довольно часто


  • Уроки-презентации

  • Просмотр учебного фильма и его обсуждение

  • Семинары, творческие отчёты, требующие от детей основательной домашней подготовки по определённым вопросам также с привлечением ИКТ или рисунков, плакатов и других видов наглядности.

  • Уроки, которые ведут сами учащиеся

  • Экскурсии


 4). Использую игровую деятельность во внеклассной работе


В качестве примера может служить проведение военно-спортивной игры «Зарница», «Орленок» и др. 
Таким образом, результативность применения игровых технологий будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. 

        При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых.


Участвуя в игре, школьники  ненавязчиво усваивают определенные понятия, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».


Таким образом, использование данных форм и методов на уроках ОБЖ - средства повышения качества знаний обучающихся.