СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование групповой формы работы для формирования метапредметных результатов (обобщение педагогического опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описан педагогический опыт работы по данной теме. Проблема рассмотрена, как с теоретической, так и с практической  точки зрения. Текст сопровождается презентацией, с которой Вы сможете познакомиться в данном разделе. 

Просмотр содержимого документа
«Использование групповой формы работы для формирования метапредметных результатов (обобщение педагогического опыта)»

Использование групповой формы работы для формирования метапредметных результатов

1 слайд

«Использование групповой формы работы для формирования метапредметных результатов».

Почему именно групповая форма работы, о которой и так уже очень много говорили?

2 слайд

Если мы вернёмся назад, к мониторингу, то увидим, что в 2011-2012 учебном году 31 образовательное учреждение Нижегородской области приняло участие во всероссийском проекте «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами», проводимого Институтом стратегических исследований в образовании РАО.

3 слайд

Целью проведения процедур оценки качества является обеспечение качества системы образования на различных уровнях, основным механизмом которого является управление образованием на основе регулярно получаемой в процессе мониторинга достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования.

Реализуя цель проекта, специалисты в области образования изучали и анализировали документы, регламентирующие измерительные материалы, осваивали технологии проведения процедур оценки качества образования в соответствии с ФГОС, интерпретировали результаты процедур оценки качества начального образования.

4 слайд

Для апробации были предложены измерительные материалы, позволяющие оценить индивидуальные достижения учащихся и качество образования в образовательном учреждении, а также дополнительно разработаны измерительные материалы для оценки сформированности метапредметных и личностных результатов, а именно (письменная комплексная работа и групповая проектная работа). Именно материалы по оценке метапредметных результатов в форме группового проекта вызвали тогда особый интерес педагогической общественности.

Были апробированы четыре варианта проектных работ разного типа.

Но, к сожалению, на сегодняшний день такая форма работы в качестве мониторинга не используется ввиду некоторых рисков и ограничений, но на наш взгляд именно такую форму работы мы можем использовать, как в урочной так и во внеурочной деятельности, чтобы сформировать и оценить всю группу регулятивных действий, группу коммуникативных умений, отдельные познавательные действия, – прежде всего, навыки работы с информацией, а также умения использовать устройства и средства ИКТ с целью решения познавательной и/или коммуникационной задачи.

5 слайд

И вот здесь важная роль отводится учителю от него требуется проектирование и организация образовательного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода, направленность на получение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, реализация интегративного подхода к урочной и внеурочной деятельности, решение задач воспитания и социализации образовательными средствами. Именно сотрудничество, по мнению многих специалистов становится плодотворной основой для реализации основной цели российского образования - воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

6 слайд

Какие же технологии для достижения главной цели, кроме проектной, можно использовать и на каком материале это можно реализовать?

На данном слайде представлены известные всем нам технологии и приёмы. Я очень кратко остановлюсь на данных технологиях, все мы их применяем, для каждого из нас они являются инструментарием в формировании и оценке метапредметных результатов. Всем знакомая технология РКМ – формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, чаще всего используется на уроках окружающего мира и литературного чтения, во внеурочной деятельности часто применяю на классных часах.

7 слайд

Буквально несколько примеров, окружающий мир, где обучающиеся на протяжении всего урока и самостоятельно добывают информацию, заносят в индивидуальные маршрутные листы, затем обобщают в группе, оформляют в кластер, презентуют.

8 слайд

Много таких уроков литературного чтения, учебник О.В. Кубасовой, он наполнен такого рода заданиями, где не нужно ничего придумывать. Всем знакомая сказка про лягушек, которые оказались в кувшине. На примере этой сказки мы видим, как можно подбирать информацию по заданным параметрам, распределять её (всё это легко можно организовать и в группе).

9 слайд И здесь сразу начинает работать и другая технология (технология сотрудничества), где формируются коммуникативные УУД. В качестве примера, хотелось бы привести урок окружающего мира в 3 классе «Органы чувств, их значение и гигиена», где учителем применяется и ТРКМ, когда дети работают с информацией, сначала самостоятельно, а потом в группах с использованием технологии «Пчелиный рой», где переводят информацию в знаково-символическую модель. Данная работа предполагает не только внутригрупповое, но и межгрупповое взаимодействие.

10 слайд

Как я уже говорила, данные технологии могут применяться не только на уроках, приведу пример классного часа «Всемирный день Земли», где обучающиеся в группах самостоятельно добывали информацию, распределяли по заданным параметрам и переходили к проектной работе, создавая и защищая проект своей группы.

11 слайд

Но в начальной школе важен не механический перенос метода проектов из основной или старшей школы, т.к. полноценная проектная деятельность не всегда соответствует возрастным возможностям младших школьников. Для того чтобы эта работа была эффективной и не приносила вреда, а предопределяла успешность всего последующего обучения мною на уроках для младших школьников используется решение проектных задач. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Он становится субъектом собственной деятельности, а также решая проектные задачи, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

12 слайд

Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». Пример такой работы: 1 класс, сентябрь, урок математики. Чаще всего в основе задачи лежит квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами. Помогая им в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемыми в 1 классе.

13 слайд

В 3 классе переходим на новый уровень проектной деятельности, о которой я говорила уже чуть выше, и создаём проекты на основе собственного опыта, приобретённых ранее знаний и добытой информации в ходе выполнения проекта.

14 слайд

В качестве примера хотелось бы привести выполнение проектной работы в рамках оценки сформированности метапредметных УУД в 4 классе. Работа строилась и проводилась в соответствии с рекомендациями в рамках Всероссийского проекта, о котором я говорила в самом начале. Нами был выбран познавательный проект «Что мы знаем о Земле?», основной акцент сделан на работу с информацией на основе имеющихся естественнонаучных знаний (о форме и размерах Земли, частях света, растительном и животном мире и др.), полученных в курсе окружающего мира, и личного опыта. В чём заключалась трудность в нашей работе?

15 слайд

  1. В распределении групп (в данном проекте рекомендовано группы создавать в соответствии с алфавитным списком класса)

  2. Потеряли время в начале урока, распределяли обязанности, договаривались о представлении проекта

  3. Добывали информацию – важно было отделить из общего частное, выделить главное

Но дети сумели договориться, распределить обязанности, работать слаженно…

16 слайд

Хочется отметить, что очень важно, что все дети принимали участие в презентации своей работы. Представление работ прошло достаточно быстро.

Минус был в том, что пока не все ребята могли ярко, грамотно изложить материал. И время было в целом потеряно, т.к. не было выполнено первоначальное условие (в кабинете 3 группы – у нас их было больше))

Также необходима тщательная предварительная работа с наблюдателями, умение работать с картой наблюдателя.

Итоги были подведены достаточно быстро, в течение всей работы учащиеся не задавали вопросов не по существу, Лист самооценки заполнили быстро и при анализе было видно, что анализ наблюдателей и самооценка учащихся были близки. Дети были доброжелательны, активны.

Несмотря на то, что не все условия были выполнены, мы всё-таки смогли выполнить работу за 2 урока, т.е. уложились в рекомендованное время.

17 слайд

Любая групповая работа подразумевает рефлексию, чаще всего мною используются различные карты, листы оценки всей группы и личного вклада в работу группы, но на этом мы уже не останавливаемся.

18 слайд

Итак, в нашей практике используются перечисленные технологии и все они включают в себя принципы учебного сотрудничества.



Отсюда можно сделать вывод: действительно, групповая форма работы помогает в формировании и оценке метапредметных результатов.