Использование идейных сеток на уроках русского языка и литературы
«Идейные сетки» - мыслительные, креативные инструменты на уроке литературы. Они подходят в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов. Основной принцип технологии визуализации мыслей - это отказ от традиционной формы записывания в чётком линейном порядке. Этот метод появился в результате исследований в нейрофизиологии. Согласно теории полушарий, разработанной американскими учёными Р. Сперри и Р. Орнстайн , оба полушария головного мозга функционируют по-разному, но их взаимосвязанная работа открывает огромный творческий потенциал. Метод Mind-Map (идейные сетки ,карта памяти), разработанный Т. Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться непосредственно в центре листа бумаги и оказываться в любой момент в центре зрения. Таким образом, мы рассматриваем картину или ориентируемся в незнакомой местности, исходя из центра, осматриваясь во всех направлениях. Большое количество мыслей нереально удержать в голове в силу естественных психофизиологических возможностей человека. Поэтому и разговор учителя с учащимися, например, при введении в тему с целью активизации уже имеющихся у них знаний или при систематизации, повторении уже пройденного материала в большинстве случаев остаётся просто разговором. Через короткое время основная часть информации забудется и значимый потенциал знаний будет утрачен.
Достоинствами использования методов визуализации мыслей являются следующие: чётко обозначена главная идея; легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов; развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее; карта памяти может быть дополнена, отредактирована позднее; карты легко восстанавливаются.
Этапы составления:
1. В центре листа, доски пишется тема.
2. Учащиеся могут говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы. Учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся здесь очевидна, нет никакой цензуры, оценки, чья идея лучше или хуже.
3. После того как все высказались по теме, можно сообща определить ключевые слова.
4. От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова.
5. На ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи. Возможно, что при этом у учащихся возникнут еще новые идеи, которые также записываются. Если ряд идей не подходят под обозначенные ключевые слова, необходимо определить для них отдельные ключевые слова.
6. Основные и побочные ветви могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова, могут быть заменены символами, картинками и т.д.
Возможности использования : при систематизации и повторении материала , в работе с текстом , при сборе необходимого языкового материала для:
- обсуждения темы,
- дискуссии,
- составления диалогов,
- написания сочинений и т.д.
Данный метод стимулирует детскую речь, активизирует детское воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, индивидуализирует обучение, противопоставляет свободные ассоциации систематичности, образ - понятию, детскую оригинальность - рутине взрослой жизни.
Технология использования :
1.Пишется слово (тема, понятие) в верхней трети листа и обводится.
2. Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. 4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.