Использование игр в учебном
процессе
(из опыта работы)
В своей работе я использую большое количество разнообразных дидактических игр. Вот некоторые из них.
Дидактическая игра «100 шагов к здоровью»
Цель игры: закрепить знания детей о здоровом образе жизни, полученные на уроках здоровья.
Оборудование – игровое поле, кубик, фишки.
Правила игры: игроки кидают по очереди кубик, делают ход, выполняя задания и отвечая на вопросы.
Задания и вопросы.
Шаг№5 Доброе утро! Молодец! Каждое утро ты начинаешь с зарядки!
Шаг№8 А теперь умываться! Что тебе для этого нужно? (листок переворачивается, там картинки: мыло, зубная щетка, зубная паста)
Шаг№10 Ты умылся? Молодец! Если нет, вернись на восьмой шаг.
Шаг№12 А теперь пора позавтракать. Что едят на завтрак? Какие каши ты знаешь?
Шаг№15 На листке: ребята на прогулке. Листок переворачивается: Пойдем, погуляем! Почему прогулки укрепляют здоровье? Где лучше гулять? В какую погоду можно гулять?
Шаг№19 Ой как жарко! Попью водички! Вкусная, холодненькая. (листок переворачивается) Ой! ой! ой! Болит живот, болит горло! Почему?! Придется полечиться. Пропусти ход.
Шаг№22 Пора подкрепиться! Что едят на обед? (листок открывается) 1. Суп. 2. Картофельное пюре, котлета. 3. Компот (сок). Если ты ответил правильно, сделай еще один шаг.
Шаг№24 Ты забыл помыть руки перед едой! Вернись на три шага назад.
Шаг№26 Ой какая вкусная кока-кола! (листок переворачивается) Ай мамочка, болит живот! Ты опять заболел, начни игру сначала.
Шаг№29 Если хочешь быть здоров – закаляйся! (листок переворачивается) Молодец! Утром и вечером ты умываешься холодной водой! Полощешь горло соленой водой каждый день! Сделай еще один ход!
Шаг№34 Чтобы отправиться дальше выполни задание из конверта (физические упражнения: прыжки, наклоны, приседания и т.п.)
Шаг№37 Ой, какие вкусные шоколадки! Съем много, много! (листок переворачивается) Ай, болят зубки! Почему?! Придется пропустить ход. Когда можно есть сладкое, чтобы не повредить зубам?
Шаг№42 Овощи и фрукты, полезные продукты. В них много витаминов и минеральных веществ. Это еще один шаг к здоровью. Сделай его.
Шаг№47 О! вкусное и полезное яблочко! Съем его, ведь в нем много витаминов. (листок переворачивается) Ты забыл помыть яблоко! А на нем микробы! Придется пропустить ход!
Шаг№55
Если ты со спортом дружен,
Если спорт тебе не враг.
Спорт тебе как воздух нужен.
Сделай ты к здоровью шаг.
Какие виды спорта ты знаешь? Зачем нужно заниматься спортом?
Шаг№62 Ой, какая красивая кошечка! Я тебя поглажу!(листок переворачивается) можно ли гладить уличных животных? Что нужно сделать, если ты потрогал какое-либо животное? Пропусти ход, подумай.
Шаг№65 Чтобы отправиться дальше, отгадай загадки (в конверте загадки на тему здоровья)
Шаг№71 Компьютер – это полезная штука. Посижу подольше, поиграю. (листок переворачивается) Сколько можно сидеть за компьютером, чтобы не повредить здоровью?
Шаг№76 Пора сходить к врачу на осмотр, сделать прививку. Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Это еще один шаг к здоровью, сделай его.(переход по стрелке)
Шаг№93 На улице идет дождь. Что нужно надеть, чтобы не заболеть? Если ты ответил правильно, сделай еще один шаг.
Шаг№95 А что еще нужно, чтобы быть здоровым? За каждый правильный ответ сделай шаг.
Игра на развитие восприятия. «Коврик для куклы».(Магазин ковров)
Ребенку предлагается сделать для куклы коврик: в середине должен быть большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Коврик делается из обычного листа бумаги. Дети сами рисуют, либо чертят фигуры по лекалу на цветной бумаге. Когдасделано несколько ковриков, они играют в магазин по продаже ковров.
Игра на развитие воображения «Бывает – не бывает»
Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит.
В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет на крыше.
Собака по небу плывет. Девочка гладит собаку.
Домик девочку рисует. Курица гладит мальчика.
Если это бывает – дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
«Где чей дом?» - активизация познавательных мотивов.
Ход игры: Детям показывают картинку, на которой изображены море, лес, зоопарк. Это «дома», где живут звери.
Ребенку предлагается поместить каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить в зоопарк и в лес.
Когда животные размещены, ребенку предлагается сосчитать, сколько животных в каждом доме.
«Угадай-ка!» - активизация познавательных контактов ребенка со взрослым.
Ход игры: Дети должны дать ответы на вопросы, обосновав их:
- Почему зимой на окнах узоры, а летом их нет?
- Где дольше прокатится мяч – на траве или на асфальте?
- Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик? Почему?
Загадки о диких животных - формирование познавательных интересов детей; активизировать познавательные контакты.
Ход игры: Взрослый загадывает загадки. Дети отгадывают их и поднимают карточки с соответствующей картинкой.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается сосна.
(МЕДВЕДЬ)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(ЛИСА)
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая, да не лисица.
(БЕЛКА)
Словно елка,
Весь в иголках.
(ЕЖ)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(ВОЛК)
Взрослый предлагает детям загадать загадки или рассказать о диких животных, не называя их.
«Сколько звуков в слове?» - развитие фонематического слуха
Учитель читает стихи С.Я. Маршака:
Дама сдавала багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.
«Построим дом» -: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.
Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.
Игры на развитие общения
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.
Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Игра «Гусеница»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).
Игра «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.