СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровой технологии "игробург" в работе с дошкольниками с овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии.  Обобщается практический опыт работы специалистов по авторской игровой технологии "Игробург".

Просмотр содержимого документа
«Использование игровой технологии "игробург" в работе с дошкольниками с овз»

Козырева Е.С.

учитель- логопед МДОУ ЦРР - д\с№57 "Одуванчик"

e-mail: kozyreva.80@list.ru


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ "ИГРОБУРГ"

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ


Аннотация.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. Обобщается практический опыт работы специалистов по авторской игровой технологии "Игробург".

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзия, Ф.Фрёбель, высшие психические функции.

Annotation.

The article is devoted to the current problem of training and education of preschool children with disabilities in conditions of inclusion. Summarizes the practical experience of specialists on the author's gaming technology "Haburg".

Keyword:children with disabilities, inclusion, F. Fröbel, higher mental functions.


В настоящее время актуализируется проблема поиска наиболее эффективных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно возрастает количество таких детей в неспециализированных дошкольных учреждениях. Перед педагогами стоит задача не только подготовить воспитанников с ОВЗ к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Особенно это важно в работе с дошкольниками с ОВЗ, психологическое развитие которых происходит в форме дизонтогенеза. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, и очень важно подобрать такие игры и дидактические материалы, которые помогли бы не только скорректировать имеющиеся пробелы в развитии ребёнка, но и способствовать его дальнейшему полноценному развитию.

Наилучший результат в работе с данной группой детей обеспечивает комплексный подход, который предусматривает взаимодействие специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Тесная взаимосвязь специалистов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Учитывая вышесказанное, с целью повышения эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, нами была разработана и успешно апробирована система работы по коррекции высших психических функций у данной группы детей, получившей название - «Игробург».

В её основе - организация совместной образовательной деятельности с дошкольниками посредством использования авторских коррекционно-развивающих игр и элементов современных игровых технологий (дидактическая система Ф. Фрёбеля, песочная игротерапия, ИКТ – технологии и др.).

В соответствии с единым календарным планом каждым специалистом (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) ведётся работа по развитию основных психических функций дошкольников («домов Игробурга»): внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Для каждого «дома» разработана картотека коррекционно-развивающих игр.

Нашей задачей было разработать такие игры, которые, во – первых, решали бы одновременно как можно большее количество коррекционных задач (обязательными для каждой игры являются развитие речи и мелкой моторики), а во-вторых, их можно было бы адаптировать под задачи конкретного специалиста и имеющееся оборудование.

Оборудованием для игр служит: игровой набор «Дары Фрёбеля», световой стол для песка, разнообразный сенсорный материал (шишки, крупы, кофе, гидрогель, помпоны и т. д.), развивающие компьютерные методики, средства STEM – лаборатории (лупы, магниты, конструкторы, роботы и т.д.), авторский наглядный материал и др.

Один раз в квартал с детьми по возрастным параллелям предусмотрено проведение итоговых игровых занятий с привлечением всех специалистов, работающих с данной группой детей («Путешествие по временам года», «Курсы юных поварят», «Речевая лаборатория» и др.). Такие занятия имеют мотивационную, диагностическую и развивающую направленность.

Одной из основных трудностей обучения детей с ОВЗ является отсутствие мотивации и низкий уровень их познавательной активности. С древних времен известно о том, что без удивления нет обучения, такую возможность даёт использование на занятиях опытов и экспериментов (с песком, с водой, со звуком, светом и т. д.).

Повышению эффективности коррекционного – образовательного процесса способствует организация работы со всеми его участниками. Так, для педагогов проводятся педагогические мастерские, мастер-классы, семинары – практикумы по работе с детьми с ОВЗ. Для родителей также предусмотрен ряд мероприятий: тренинги, совместные занятия с детьми, квесты и т.д.

В рамках данной технологии нами были разработаны:

  1. Программа совместной деятельности специалистов по коррекции ВПФ у дошкольников с ОВЗ.

  2. Картотека авторских коррекционно - развивающих игр по каждому направлению работы.

  3. Конспекты игровых занятий.

  4. Наглядный материал (таблицы, презентации к занятиям и др.).

Эффективность технологии «Игробург» доказана на практике: дети с удовольствием посещают занятия специалистов и показывают положительную динамику по результатам промежуточной и итоговой диагностики.


Список литературы


  1. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004.

  2. Маркова В. А., Аверин С.А. Образовательный модуль "Дидактическая система Фридриха Фрёбеля". - Москва, 2017.

  3. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  4. Зыкова О. А.Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой": учебно-методическое пособие / О. А. Зыкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.