Использование игровой технологии на уроках русского языка в начальной школе.
Тема «Лексическое значение»
Задание 1. Прочитайте. Определите по лексическому значению пропущенные слова (программный уровень). Запишите слова, соответствующие данным толкованиям. Подчеркните в корне слов буквы, написание которых надо запомнить.
… - столица России.
2. … - перерыв в школьных занятиях в летнее время.
3. … - вечерняя еда.
4. … - плод яблони.
5. …- седьмой день недели.
6. … - упакованные в дорогу вещи.
Задание 2. Прочитайте следующие слова: Найдите многозначные слова. Объясните в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова.
Назовите однозначные слова. Что они обозначают?
Клен, идти, золотой, дружба, дупло, альбом, салат, класс, чай, октябрь, бежать.
Задание 3. Подчеркните многозначные слова.
Тетрадь, ручка, резинка, пенал, дневник, учебник.
Проверьте себя по толковому словарю.
4. Игра «Скажи правильно»
Цель - уточнить семантику слова.
К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.
Одетки - одежда Людь - человек
Строганок – рубанок Сердитки - морщинки
Чаха- чашка Колоток - молоток
Одуван- одуванчик Начаепился - напился чаю
Ползук- паук Дождь налужил -лужи от дождя
Мазелин - вазелин Нет, я вежа - в противоположность невеже
Кружинки - пружинки Пальчатки – перчатки
5. Игра «Десять вопросов»
Цель – учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.
Ответьте на хитрые вопросы:
В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить?
(В барабан машины, в барабан револьвера)
2. Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)
3. Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)
4. Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)
5. Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)
6. Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).
7. Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять? (Электрическим патроном)
8. Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)
9. Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть?
(Глазное яблоко)
10. На ось можно надеть колеса. А на какую ось нельзя надеть даже одного
колеса? (На земную ось)
Тема «Синонимы»
Задание 1. Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Устно назовите:
а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Вьюги да метели под февраль полетели.
В большом городе и маленькая радость велика.
Кому честь, тому и почет.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Мир лучше ссоры.
Мир не без добрых людей.
Задание 2. 3амени слово похожим по значению
Цель – учить подбирать синонимы.
Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др.)
Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.
Задание 3. Игра «Большая или маленькая».
Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой буквы и почему.
Улетел орел за город Орел.
Наш Шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, Сережа Морозов.
Хороши груши в корзине у Груши.
Наша Поля вернулась с поля.
Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
Вася Рыбаков был у рыбаков.
У пастухов выступал Андрей Пастухов.
Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.
Пять горшков принес Петя Горшков.
Коля Арбузов купил пять арбузов.
Задание 4. Игра «Замени слово»
Цель – учить подбирать синонимы.
Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.
Смелый человек - …
Тихая погода - …
Ясное небо - …
Тихие шаги - …
Слова: бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные.
5. Игра – соревнование «Кто быстрей»
Цель – учить подбирать синонимы.
Составьте свои ряды синонимов с данными словами из разговорного языка – смешные, несмешные, страшные.
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…
Тема «Антонимы»
Задание 1. Дополните рифмы.
Цель – учить подбирать антонимы.
1. Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада
А зовут меня...( прохлада)
2. Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ...(зима)
3. Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(конец).
4. Я антоним к слову смех
Не от радости, утех
Я бываю, поневоле.
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это ...(плач)
5. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна,
Называюсь ....(тишина)
Задание 2. Вставь слова в стихотворные строчки. Подберите антонимы – рифмы:
- Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь ...(низко)
Скажу я слово «далеко»
А ты ответишь ...(близко)
- Скажу тебе я слово «трус».
Ответишь ты ...( храбрец)
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай ...(конец).
Задание 3. 3акончи сам народные пословицы. Подставьте слово – антоним, завершающее пословицу:
Ученье- свет, а не ученье-...(тьма)
Знай больше, а говори ...(меньше)
Корень ученья горек, да плод его ...(сладок)
Не бойся врага умного, бойся друга...(глупого)
Лучшая вещь новая, лучший друг ...(старый)
Тема «Омонимы»
Задание 1. Отгадайте загадки
Право, я прическа – чудо.
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом (коса)
Я и шуба длинная до пят,
И в фигурном катанье меня
Всякий увидеть рад (тулуп)
Я и приправа хорошая к столу
И в цель могу пустить певучую стрелу (лук)
Задание 2. «Перевертыши», или «Шифровальщики» (строчки из стихотворений, названия сказок, книг)
Ваша Маша тихо смеется - наша Таня громко плачет;
Ты ненавидишь мою коровку – я люблю свою лошадку;
Король под фасолью – принцесса на горошине;
Падающий деревянный генерал - стойкий оловянный солдатик;
Пес без босоножек - кот в сапогах;
Великолепный индюк – гадкий утенок;
Квадратик – колобок;
Синяя бейсболка – красная шапочка;
Солнечный принц - Снежная королева.
Темы «Однозначные и многозначные слова»
«Прямое и переносное значение слов»
Задание 1. Выберите многозначные слова.
Троллейбус, звезда, иней, нос, коса, валенки, кувшин, канал.
Задание 2. Выберите слова в скобках, которые употребляются в переносном значении.
(Золотая) осень, (золотой) браслет, волосы (седеют), (золотое) сердце,
(горячий) чай, (горячая) пора, трава (поседела) от мороза, (плач) ребёнка,
(разбили) сердце, (разбили) стакан, (плач) скрипки.
Задание 3. Впишите значение слова идти.
Для справки: шагает, показывается, падает, подходит (к лицу).
снег идёт_________________________________
и кинофильм идёт _________________________
рыжий кот по улице идёт ___________________
а навстречу женщина идёт __________________
шубка этой женщине идёт __________________
Задание 4. Выделите глаголы, которые употребляются в прямом значении.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
Задание 5. Выделите слова, которые употреблены в переносном значении.
- Весёлый ребёнок, весёлая зима;
- мягкий ветер, мягкий пух;
- сердитая соседка, сердитая зима;
- сонные берёзки, сонная девочка;
- душистая весна, душистый мёд;
- холодный ветер;
- хрупкая девочка;
- железная воля;
- медвежья шкура;
- добрый день;
- горячая вода;
- тяжёлое чувство;
- добрый человек.