Тема моего доклада: «Использование игровых приемов в коррекции акустической дисграфии на логопедических занятиях в 1- 2 классах».
Письменная речь – одна из основных форм существования языка, но более поздняя по времени возникновения, чем устная.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
В нашей школе учатся ребята с различными степенями умственной отсталости, плюс есть детки с расторможенной нервной системой - это когда к основному диагнозу ставят возбудимые варианты поведения. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. На данный момент я работаю с обучающимися 1-2 классов.
Чаще всего у обучающихся наблюдается акустико-фонематическая дисграфия, она обусловлена нарушениями фонемного распознавания и проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. При этом произношение звуков, которые заменяются или смешиваются на письме, является нормальным. При фонемном распознавании речи дети опираются на артикуляционные признаки звуков, не используя при этом слуховой контроль своей собственной или чужой речи.
Так как акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие, то в своих уроках я применяю игры с музыкальным тренажером. Задание: - Посмотрите на картинку, назовите букву и постучите по металлофону( б-звонкий звук), а теперь по бубну Т –глухой звук – тише и жёстче звучит) На музыкальном тренажере очень интересно и весело мы учимся изолировано отличать звонкие и глухие согласные, так же можно интересно обыграть организационный момент : к нам приходят буквы-гости и каждый со своим звуком.
(фото с музыкальным тренажером-на бубен и металлофон приклеить буквы парне зв и гл согл.)
Одновременно с этим ребенок выполняет упражнения на соотношение фонемы с определенным зрительным образом буквы.
Я использую данные тренажёры, они мне очень помогают в закреплении темы, так как игровая форма очень привлекает и заинтересовывает детей.
На первом тренажёре мы прорабатываем тему дифференциация звуков, например Б-П изолировано и в слогах, словах. Обучающиеся проходят дорожки, произнося оппозиционные звуки в слогах, словах. Дорожки разные – углами, плавными линиями (при желании можно плавность и резкость выделить голосом) Произносим, записываем, произвожу контроль.
На втором тренажере мы закрепляем графические образы букв, в волшебных окошках мы ищем части пазла, затем соединяем их, называем букву, записываем ее в тетрадь – произвожу контроль. Так же может быть такой вариант задания: Задание: - Найдите картинки, скажите что на них изображено, на какую букву начинается данное слово и так находим все картинки и составляем из них графический образ буквы. При проговаривании слов – произносим утрированно необходимый звук.
На третьем тренажёре играем в игру – «составь слово», так же можно закреплять тему «Дифференциация парных звонких и глухих согласных», отрабатываем дифференциацию в словах. Используя «Веселые вагончики». Опять проговариваем утрировано, фиксируем в тетради.
Проведя ряд занятий с применением данных игровых приемов, я могу сделать выводы, о том что данная форма занятий вызывает интерес у обучающихся. Ребята с желанием и интересом изучают темы, и материал закрепляется. А так же данная форма упражнений помогает осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
Спасибо за внимание, ваши вопросы.