СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий в физкультурно-спортивной деятельности для развития сплоченности в учебном коллективе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий в физкультурно-спортивной деятельности для развития сплоченности в учебном коллективе.»

Использование игровых технологий в физкультурно-спортивной деятельности

для развития сплоченности в учебном коллективе.


На уроках физкультуры, во внеурочной деятельности использую командные и командообразующие игры. Игра - естественный спутник ребенка и поэтому отвечая законам, заложенной самой природой в развивающемся организме ребенка - потребность в движениях. В игре используются естественные движения, большей частью в развлекательной ненавязчивой форме, в ней присутствует творчество и фантазия ребенка.


Все дети любознательны и во время игр стремятся испытать свою силу и ловкость, открывают тайны, стремятся к трудному, далекому и прекрасному. У ребят в результате игры возникает радость и эмоциональный подъем. Игры, особенно связанные с элементами соревнования способствуют всестороннему развитию ученика. Игра воспитывает не только координацию, ловкость, меткость, но и развивает чувство коллективизма, дисциплинированности, ответственности; дети учатся преодолевать трудности, у них развивается наблюдательность, активность и инициатива, формируется выдержка и самообладание; они учатся правильно реагировать на неудачу, то есть игра развивает все, что ребенку пригодится в жизни.


Командные игры - это веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают детей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Командные Игры проводятся в форме командных эстафет, с использованием заданий в которых задействована вся команда.


Командные приключения – эта программа представляет собой командную игру- приключение и не содержит в себе элемента состязательности. «Командные приключения» – это активная, объединяющая игра, направленная на командообразование и сплочение коллектива. Это уже по своей сути «низкий» веревочный курс в игровой форме. Командные приключения проводятся в форме командной игры-испытания, где необходимо вместе выполнить поставленную игровую задачу (в задании задействована вся команда). Победителем в этой игре является вся команда целиком.


Ориентирование – эта программа может проводиться в виде соревнований либо в виде командообразования. За определённое время, с помощью карты, компаса, раций, и своих товарищей по команде необходимо раскрыть некую тайну. Здесь участников ждут весьма необычные испытания разных уровней сложности, которые необходимо преодолевать, так как в каждом из них будут скрыты подсказки, которые помогут команде раскрыть тайну.


На уроках физкультуры, кроме подвижных использую командообразующие игры.

Они улучшают общение в коллективе и формируют чувство локтя.


  1. Ролевые игры:

В учебных играх назначаю роли: судья, тренер, капитан,

  1. Построение!

  • по росту: от высокого к низкому и наоборот;

  • по цвету волос: от темного к светлому и наоборот;

  • по дням рождения: от старшего к младшему и наоборот

Размер команды: от 8 человек

Время: 10–15 минут

Правила игры. Попросите команду выстроиться в линию по порядку дней рождений, не разговаривая друг с другом. Можно общаться знаками и жестами, подталкивать друг друга, чтобы перестроиться. Упражнение можно усложнить, ограничив игру по времени!

Чем полезно это упражнение. Это упражнение развивает внимание, память, образное и логическое мышление, наблюдательность, координацию движений, быстроту реакции. Команда учится общаться без слов. И хотя это упражнение довольно сложное и может вызывать отрицательные эмоции, оно тренирует навыки определения контуров проблем, совместной работы и невербальной коммуникации.

  1. Упражнение «Одно слово»

Размер команды: от 3 человек

Время: 5–10 минут

Правила игры. Выберите фразу, связанную с темой урока, и попросите всех записать или сказать одно слово, которое приходит на ум. Эти слова можно записать на доске или собрать в презентацию, чтобы вернуться к ним позже.

Чем полезно это упражнение. Это хороший способ собрать мнения, мысли или чувства всех учеников. Вы сможете оценить атмосферу перед погружением в основную тему, а также обнаружить вопросы или проблемы, которые можно рассмотреть, что поможет провести урок более продуктивно.

  1. Шарады

Размер команды: 8–10 человек

Время: 10–25 минут

Правила игры. Разделите команду на группы по 4 или 5 человек. Первому участнику показывают или дают случайный предмет (например, мяч (волейбольный, футбольный, теннисный, волейбольный), скакалка, гимнастическая скамейка и тп.), не демонстрируя его остальным. Затем он должен показать, как использовать этот предмет, не показывая сам предмет команде. У команды есть 30 секунд на то, чтобы отгадать название предмета (время можно менять в зависимости от сложности предмета).

Затем наступает очередь другой команды. Игра продолжается до тех пор, пока все участники команды не покажут предмет команде.

Чем полезно это упражнение: Эта весёлая игра развивает креативное мышление, снимает психофизические зажимы, это хороший способ отдохнуть и переключиться.

  1. Быстрая перемена

Размер команды: 10–20 человек

Время: 10–15 минут

Правила игры. Разделите команду на две группы и выстройте их друг напротив друга. Команда А получает возможность в течение 15—30 секунд запомнить, как можно больше деталей о внешности людей, стоящих, напротив. Затем команда А отворачивается, а команда Б старается как можно сильнее изменить свой внешний вид.

Можно делать всё — изменять порядок, в котором стояли игроки, меняться обувью или менять причёску. Примерно через 45 секунд команда А поворачивается обратно. У них есть от 5 до 10 минут на то, чтобы заметить все изменения. Время можно подобрать с учётом размера группы.

Чем полезно это упражнение. Эта игра — хороший способ сделать перерыв, переключение и развивает память, зрительное внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность, координацию движений., быстроту реакции. Кроме того, в процессе изменения внешности команда получает возможность попрактиковаться в невербальной коммуникации с ограничением во времени.

  1. Правила поведения

размер команды: от 5 человек

Время: 20–30 минут

Правила игры. Эта игра хорошо подходит для того, чтобы настроиться на начало нового проекта или семинара. Напишите на доске названия двух категорий: «Значимо» и «Приятно» и попросите группу сказать, что, по их мнению, необходимо, чтобы этот проект или семинар был таким. Это может быть что угодно, от «регулярных перерывов» до «прозрачности и честности». Команда может записывать ключевые слова на доске, а затем обсудить их более подробно.

Идеи, которые все сочтут как значимыми, так и приятными, будут занесены в правила поведения для проекта или семинара. Составленный таким образом список будет напоминать команде о том, что они должны придерживаться этих ценностей.

Чем полезно это упражнение. Это упражнение будет отличным способом привести всех учеников к общему знаменателю. Устанавливая нормы поведения и ценности для класса с самого начала и призывая всех соблюдать их с помощью облечённого в письменную форму кодекса поведения, вы формируете чувство локтя в коллективе.

  1. Командная гонка преследования

Размер команды: 6–24 человека

Время: 1–3 часа

Правила игры. Сформируйте группы от двух до шести человек, которые будут соревноваться друг с другом в серии испытаний. Можно приобрести набор для гонки преследования в сети или подготовить собственную игру, но это займёт много времени.

Вам нужно будет создать набор испытаний для команды: это могут быть физические испытания, требующие силы и выносливости, интеллектуальные задания, проверяющие логику и скорость мысли, проверки навыков, похожие на тесты на профпригодность, а также испытания-загадки, которые обычно требуют умения мыслить творчески и нестандартно (например, придумать уникальное рукопожатие, сделать необычную фотографию и так далее).  

Чем полезно это упражнение. Хорошая игра в гонку преследования будет весёлым испытанием, позволяющим всем участникам команды показать свои таланты. Неважно, хорошо ли вы бегаете, быстро думаете или хорошо решаете креативные проблемы, все смогут внести свою лепту в успех команды. Эта игра позволяет объединить команду и взглянуть на своих участников под другим, порой совершенно неожиданным, углом.

  1. Идеальный квадрат

Размер команды: 4–12 человек

Время: 15–30 минут

Правила игры. Разделите команду на группы от четырёх до шести человек и попросите каждую группу встать в круг. Попросите всех участников завязать или закрыть глаза и дайте одному человеку верёвку. Не глядя на то, что они делают, команды должны передавать кусок верёвки так, чтобы каждый человек держал её, и при этом сформировать идеальный квадрат. Когда команда уверена, что квадрат готов, можно положить верёвку на пол, снять с глаз повязки (или открыть глаза) и посмотреть, что получилось.

Чем полезно это упражнение. Данная игра не просто проверяет умение формировать идеальные геометрические формы, это также отличное упражнение, развивающее умение слушать и навыки коммуникации. Так как никто не видит, что делает, участникам команды нужно постараться ясно выражать свои мысли, пока они пытаются сделать прямоугольник из верёвки. Зачастую бывает очень весело смотреть на то, какие получаются квадраты.

  1. Переворот

Размер команды: 6–8 человек

Время: 20–30 минут

Правила игры. Положите на пол полотенце, одеяло или простыню и попросите участников встать на неё. Цель игры в том, чтобы перевернуть то, на чём они стоят, не убирая с материала ноги и не дотрагиваясь до пола. Задание можно усложнить, увеличив размер команды или воспользовавшись одеялом, или простынёй поменьше.

Чем полезно это упражнение. Эта игра требует чёткой коммуникации, навыков совместной работы и чувство юмора. Это хороший способ узнать, насколько хорошо у сотрудников получится работать вместе, когда они сталкиваются со сложной задачей.

  1. Посмотри и запомни

Размер команды: 4–20 человек

Время: 30 минут

Правила игры. Постройте конструкцию из Lego и спрячьте её в отдельной комнате. Разделите команду на группы от двух до четырёх человек и дайте им достаточное количество кирпичиков Lego, чтобы они смогли повторить конструкцию за 30 минут или меньше.

Один из игроков в команде может зайти и посмотреть на исходную конструкцию в течение 15 секунд, затем он должен вернуться к команде и описать её. В следующий раз быстро посмотреть на конструкцию должен другой участник команды, таким образом, в ходе игры все получат возможность увидеть её. Выигрывает команда, которая первой закончит конструкцию, максимально похожую на оригинал.

Чем полезно это упражнение. В рамках этой игры команда концентрируется на коллективной работе и коммуникации. Так, как только один человек за раз может посмотреть на оригинал, участники могут запомнить разные детали. Чем сложнее конструкция, тем сложнее будет игра.

  1. Тренинг с теннисными мячами.

Размер команды: неограниченное количество.

Время: 15 минут

Задача участников тренинга – не уронить мяч. Требование – выполнять удобную передачу (бросить) мяча в руки. Соседнему участнику мяч не бросаем. Ведущий вбрасывает постепенно другие мячи, количество мячей зависит от количества участников тренинга. Кто уронил мяч или, кто бросил неудобный мяч выбывает из тренинга.

Чем полезно это упражнение. Развивает многоплоскостное внимание, развивает чувство команды, локтя. Учит рассчитывать траекторию мяча, развивает глазомер. Развивает ловкость и быстроту реакции.


  1. "Лабиринт"

На полу рисуется несложный лабиринт с достаточно широкими полосами для прохождения. Если пол жалко - выкладывается ленточками или бумажками. Все участники стоят по периметру. Выбирают одного чувака, который будет лабиринт проходить, он подходит к началу и закрывает глаза. Те, кто остались стоять по периметру - говорят ему что делать, он делает. Правила таковы - сказать можно только одно слово, и строго по очереди. Сказал два слова или влез не в свою очередь - сначала (если уже проиграли, то пусть по лабиринту идет другой участник). Это правда очень сложно и одновременно весело.

Чем полезно это упражнение. Развивает слуховое внимание. Ориентировку в пространстве. Доверие партнеру, чувство коллективной, совместной работы.