«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Шубная В.Ф., воспитатель
МДОУ « Детский сад №6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Тема «Ранней профориентации» меня заинтересовала давно. Когда мы с детьми беседовали на тему профессий, тогда я поняла, что у детей очень мало знаний на эту тему, не все дети могут назвать, где и кем работают их родители. Представление о профессиях у них было размыто.
После этого я приняла решение изучить эту тему и реализовывать ее в своей группе детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – инженер или космонавт.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.
Главная цель ранней профориентации детей с ТНР - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности, сформировать мотивационную основу в дальнейшем выборе профессии.
Фундаментом дошкольного образования являются игровые технологии, способные реализовать эту задачу. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, развивают у воспитанников эмоционально положительное отношение к человеку труда, закрепляют умение детей выражать в игровой деятельности свои впечатления, полученные представления о профессиях.
Данные особенности наших воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учётом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи. С этой целью выстраиваем образовательную деятельность в группе так, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.
Самое главное правило в нашей работе: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Поэтому для качественного и успешного решения поставленных задач по ознакомлению дошкольников с профессиями, акцент сделала на содержательную, трансформируемую, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая позволяет, через различные формы игровой деятельности знакомить ребят с профессиями взрослых.
Использую в профориентационной работе с дошкольниками технологию «Минутка профориентации» , целью которой является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких-либо профессиях.
Применяю в своей работе технологию организации сюжетно-ролевых игр. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д.
Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы:
1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;
2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры
3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);
4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Саша согласится стать водителем грузовика?»).
В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием обыгрывая различные сюжеты: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Сбербанк России» и т. д. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей.
В ходе таких игр у детей с нарушениями речи формируются первичные представления о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Особым вниманием пользуются у наших воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», «Ассоциации», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое воздействие на развитие речи детей нашей группы. Поэтому с детьми ежедневно проводим пальчиковые игры и упражнения. Игры, имитирующие трудовую деятельность и работу различными инструментами, в простой занимательной форме знакомят ребят с профессиями и орудиями труда, помогают понять важность и необходимость каждой профессии.
Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».
Сделать процесс обучения при знакомстве с профессиями интересным и ненавязчивым помогают интерактивные игры, которые повышают мотивацию у детей к процессу познания, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
В интерактивной игре для детей старшей группы по теме «Профессии» ребята, помогая Маше, знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда, необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, повару, полицейскому и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.
Можно сделать вывод, что использование игровых технологий по ранней профориентации помогает дошкольникам научиться стать креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.
Благодаря разнообразным интересным формам работы, у детей с нарушением речи формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по данной теме.
Таким образом, наша работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы наши воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными. С целью успешной реализации планирую продолжить работу по ранней профориентации дошкольников.
В перспективе я ставлю перед собой и детьми задачу популяризации технических профессий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность.