ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ИГР-УПРАЖНЕНИЙ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Ворошило Е.А. МДОУ №7 «Родничок» г. Суоярви.
(опыт работы)
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в совместной образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные, неповторяющиеся для детей задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Поэтому, работая с детьми особенно с младшими дошкольниками, использую игровые приемы в различных видах деятельности. Это очень эффективно на занятиях. С одной стороны они направлены на решение дидактических задач, а с другой обладают признаками настоящей игры.
В своей работе использую игровые приемы не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью. Игровые приемы обучения нацелены на решение поставленных задач и соответствуют им. Умелое использование игры в процессе изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желаний детей формирует способность дошкольников к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности. Использование игровых приемов помогает формировать замысел, развивать воображение, самостоятельность при выборе способов работы и творчество детей. Их деятельность становится мотивированной.
Структурно каждое занятие состоит из трех частей: первая организующая процесс формирования замысла, вторая - его выполнение, третья - анализ и оценка детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения.
Методика использования игровых приемов в значительной степени определяется и особенностями сочетания на занятии учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них выдвигаются на первый план. Все занятия условно подразделяются на три типа: 1. по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; 2. по формированию навыков; 3. – творческие. Воспитателю, обучающему дошкольников основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Поэтому я в ходе своей работы ориентируюсь на требования программы “Детство”, базовой программы нашего детского сада, и планирую свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение “педагогики успеха”)
Во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к деятельности, в которую он собирается их вовлечь. Игровые приемы используются, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие активности. Нередко все занятие целиком проводится в форме игры.
Уважаемые коллеги я хотела бы более подробно познакомить вас с некоторыми игровыми приёмами, используемыми при обучении рисованию в возрасте 2-3 лет.
Я разработала цикл занятий с «играми-упражнениями» на альбомном листе, которые для себя условно назвала «игры с альбомным листом», направленных на развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста, создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. Использовать эти игровые упражнения можно для внесения в занятие новизны, для применения детьми уже имеющихся знаний. Для этого необходимо подготовить лист для каждого ребёнка, на котором имеется уже готовое изображение какого-либо предмета выполненного с помощью аппликации. Затем применяю прием обыгрывания готового изображения, который позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.
«Игры с альбомным листом» 2 мл. группа
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЗАДАЧИ |
«Осенние листочки» | Вызвать интерес к рисованию листочков. Формировать умение изображать предметы овальной формы (листик) Учить замыкать линию в кольцо, раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. |
«Лесной зонтик» | Продолжать формировать умение изображать предметы овальной формы (туча), продолжать учить замыкать линию в кольцо, раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры. Ритмично наносить штрихи. Развивать чувство ритма, цвета. |
«Снежная тучка» | Вызвать интерес к предложенному заданию. Учить детей изображать тучку и снежинки ватными палочками с изменением частоты нанесения пятен (на тучке близко к друг другу, снежинки на небе более редко с просветами) Показать взаимосвязь между характером образа и средствами выразительности. Развивать чувство цвета, ритма. |
«Мишка замарашка» | Учить детей создавать шуточные композиции, наклеивать силуэт медвежонка. Изображать «грязные пятна» на лапках, мордочке. Активизировать словарь детей, рисовать по представлению тучку, лужу, дождик, средства для купания. |
«Здравствуй солнышко» | Вызвать интерес к рисованию весёлого солнышка. Показать сходство и различие между кругом и кольцом (по виду и способу изображения) Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Развивать чувство формы и цвета. |
«Пришла весна» | Формировать у детей умение радоваться, любоваться окружающим миром природы. Побуждать детей к использованию ранее полученных знаний и навыков. Продолжать формировать изобразительные навыки при рисовании в различных техниках. Вызвать радостное настроение от проделанной работы. |
Применение «игр – упражнений»
( примеры использования игровых приемов в младшем возрасте)
«СНЕЖНАЯ ТУЧКА»
Например: у каждого ребенка на альбомном листе (голубого цвета) в низу листа имеется изображение сугроба снега (белого цвета), который выполнен с помощью аппликации и приклеен к листу за один край, педагог : "Ребята, посмотрите, что это у нас с вами есть на листочке? Как выдумаете, что это? (ответы детей) " В игровой форме воспитатель побуждает детей рассмотреть сугроб снега, определить, какого он цвета, на что похож. Вот какой большой сугроб, белый, пушистый! Обращаясь к детям, воспитатель продолжает: "Как вы думаете, а откуда он появился на нашем листочке? (ответы детей, если дети затрудняются ответить, то воспитатель озвучивает свое предположение) Может быть, это снежинки упавшие на землю из снежной тучки?" Дети вместе с педагогом движением рук показывают, как плавно снежинки падают на землю. Затем вновь обращается к детям: "Ребята, а где же тучка? Давайте нарисуем, как из тучки падал снежок». Какого цвета краску нам нужно взять? ( Показ воспитателя с подробным пояснением своих действий) После выполнения работы воспитатель спрашивает у ребят: « Ребята как вы думаете, если мы возьмём лопатку и разроем наш сугроб, что мы под снегом можем найти?» (ответы детей) После чего воспитатель за уголок отгибает сугроб и предлагает детям нарисовать их находку, (травку, червячка и т.д.)
«ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
На столе перед каждым ребёнком лежит заранее подготовленный альбомный лист (формат А3), на котором внизу изображена невысокая трава и за уголок приклеено цветное изображение осеннего листика (из цветной бумаги, под которым нарисован небольшой грибок). Педагог обращает внимание детей, на то, что к ребятам в гости прилетел «осенний листочек», уточняет у детей его цвет.
Педагог обращает внимание детей на то, что на улице становится все прохладней, все чаще идут дожди и ветер кружит в воздухе осенние листочки, срывая их с веток деревьев (воспитатель с детьми показывает руками, как падают листья) Скоро весь красивый, осенний наряд упадет на землю. Называется это природное явление «Листопад». Педагог предлагает детям нарисовать свой «листопад» у себя на листе, для этого напоминает цвета осени и приемы работы с кистью и гуашевыми красками, используя показ. После выполнения работы, педагог спрашивает у детей: «ребята, а как вы думаете, кто может прятаться под листочком?» (ответы детей)
Педагог предлагает заглянуть под листик, который прилетел к ним в гости. (дети под листочком находят грибок)
Можно привести еще целый ряд примеров, разнообразных заданий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, которые позволяют малышам получить значимые результаты, несмотря на то, что они владеют лишь самыми элементарными умениями.
Заключение
Обобщая высказанные положения о роли игровых приемов, можно определить их воспитательную функцию следующим образом:
игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту), позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме; дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний
Однако следует помнить, что игра на занятиях по изобразительной деятельности не самоцель, а верный помощник педагога в обучении детей.