СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ как способ активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ как способ активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии.»

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

- ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

- учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.



И в заключении, хотелось бы сказать : использование компьютера на уроках  - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.



Использование ИКТ как способ активизации познавательной и творческой

деятельности учащихся на уроках технологии.

Более 28 лет я работаю учителем технологии и искусства в сельской школе. За весь период моей педагогической и творческой деятельности я не раз пыталась видоизменить преподавание технологии и пустить учебный процесс в более интересное и увлекательное русло, заинтересовать детей процессом творчества, научить проявлять фантазию и креативно мыслить. А для этого приходилось самой творчески и с фантазией подходить к подготовке уроков и внеурочных занятий. К сожалению, в те далекие времена, без знания и использования компьютерных технологий это было очень сложное испытание для нас, учителей.

Но время идет, научно-технический прогресс дает нам возможность ощутить в практической деятельности всю пользу и положительные моменты от использования компьютерных технологий. С использованием ИКТ процесс подготовки и проведения учебных и внеурочных занятий становится увлекательным и творческим. При этом атмосфера урока и психологическая и эмоциональная становится более благоприятной, а это очень важно для учебной деятельности учащихся.

Год от года информационные компьютерные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Главным в нашей педагогической деятельности становится понимание роли применения ИКТ на учебных и внеурочных занятиях. Информационно-коммуникационные технологии дают нам возможность развивать как ученика, так и учителя. Пути расширения кругозора детей стимулирует нас, учителей, осваивать новые информационные технологии и умело их применять в своей практической деятельности.

В последнее время мною много внимания уделяется использованию ИКТ на уроках технологии и искусства. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Моя задача, как учителя, заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно искать и осваивать эти знания , уметь обрабатывать и упрощать найденную информацию из интернет-источников. Также в своей педагогической практике я достаточно часто применяю различные виды информационных технологий, таких как презентации по разным темам, видеоролики, аудиозаписи, использую также учебную информацию из интернет-ресурсов, электронные учебники, разного рода обучающие энциклопедии , разрабатываю задания развивающего характера. На уроках технологии и искусства при помощи ИКТ мы совершаем с учащимися виртуальные экскурсии в прошлое, в разные уголки мира и просто путешествуем.

Работая с детьми любого школьного возраста , я также уделяю должное внимание и здоровью детей. Обязательно на уроках провожу небольшие физ.паузы и физминутки , используя при этом компьютерные технологии. В интернет-источниках много разных занимательных упражнений и для глаз, и для снятия напряжения и усталости, и для расслабления. Дети с удовольствием выполняют физические упражнения с виртуальным инструктором , да еще и под музыку.

Также , во время практической работы на уроках технологии и искусства я использую музыкальное оформление, а именно подбираю соответствующие аудиозаписи для положительного эмоционального состояния учащихся , что дает определенный нужный эффект для активизации учащихся во время учебной деятельности , вносит яркий эмоциональный настрой на позитивное получение информации или для выполнения практических упражнений.

Надо отметить, что жизненный опыт школьников совсем не велик. Но с помощью информационно-коммуникационных технологий, подбирая необходимую информацию мы имеем безграничные возможности для расширения кругозора детей, вовлечения их в интересный процесс обучения и познания , фантазии и творчества.

Компьютерные и информационные средства обучения являются хорошими помощниками, которые позволяют сэкономить время при объяснении нового материала, дают представления о внедрении новых технологий и делают нашу работу на уроке более эффективной. Это и помощь в поиске информации, разбор и анализ результатов, способствование развитию интереса учащихся к изучаемым предметам, стимулирование познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формирование коммуникативных навыков, а также обеспечение контроля за качеством знаний и многое другое. Таким образом, новые компьютерные информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, будут способствовать повышению не только познавательной активности учащихся, но и эффективности обучения на моих уроках технологии и искусства. Использование ИКТ дает мне возможность применения совершенно новых технологических вариантов обучения, которые связаны с удивительными возможностями современных компьютеров. Они нацелены на выполнение таких задач , как : формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся; активизация познавательной деятельности; формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать правильные решения.

Также, возможности ИКТ помогают обучающимся , как на учебных занятиях так и во внеурочной деятельности ,глубже и разностороннее познавать окружающий мир, эффективнее развивать и повышать свой творческий потенциал. А для нас, педагогов, компьютерные технологии расширяют наши возможности использования новых форм организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе, индивидуальное обучение и т.д. При использовании этих форм дети получают реальные возможности для развития своих творческих способностей ,повышения познавательной активности , что способствует гармоничному развитию личности ребенка. Обучение и воспитание с использованием средств ИКТ позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс, сделать его более интенсивным и насыщенным, создать условия для формирования таких социально важных качеств личности как активность, индивидуальность, самостоятельность, креативность, творчество, способность к адаптации в условиях современного общества .

Таким образом, можно сделать вывод, что, применение различных видов ИКТ на уроках технологии эффективно на всех стадиях учебно-образовательного процесса: и на этапе получения учебной информации, и усвоения учебного материала, повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности позволяет направить творческий потенциал учащихся на позитивное развитие. Под руководством учителя учащиеся используют компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, для овладения способами получения различной информации, для получения навыков самообразования и самовоспитания в течение всей жизни. Такой подход способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию различных видов памяти, логического мышления, а следовательно способствует всестороннему развитию личности ребенка. И нам, современным педагогам, необходимо владеть информационно-коммуникационными технологиями и умело применять их на своих уроках и внеурочной деятельности.

Для того, чтобы активизировать познавательную активность учащихся, учителю приходится использовать целый арсенал средств, имеющихся в его распоряжении. Такую возможность дает применение информационных технологий в учебном процессе, что позволяетактивизировать процесс познания, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Таким образом, я пришла к выводу, что проблему активизации познавательной деятельности можно решить через использование информационно-коммуникационных технологий. Их применение в процессе изучения способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. Проанализировав методическую литературу по теме, я выяснила, что информационные технологии являются дидактическим средством для повышения мотивации развития личности учащегося, позволяют дифференцировать учебную деятельность на уроке, активизируют познавательный интерес обучающихся, развивают их творческие способности, стимулируют умственную деятельность.

Мой педагогический опыт по формированию и развитию познавательной активности учащихся на уроках химии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).