СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование ИКТ как средства повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО" (выступление на методическом дне)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Использование ИКТ как средства повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО" (выступление на методическом дне)»

Использование ИКТ как средство повышения эффективности

и качества образования в начальной школе

в условиях реализации ФГОС НОО

(выступление)


Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.

В условиях реализации ФГОС, актуальным вопросом всех образовательных учреждений является целенаправленное изучение механизмов и поиск путей повышения эффективности и качества образования на всех ступенях обучения.

Повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует проведение разнообразных типов уроков (межпредметные, интегрированные, уроки-исследования, экспедиции, уроки-диалоги, игры, конференции, уроки-викторины и т. д.)

Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, проведение опытов, ролевые игры.

При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета - перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.

Сейчас это становиться реальным благодаря оснащению кабинетов интерактивным оборудованием.

Использование на уроках компьютерных технологий способствует повышению плотности, производительности урока, позволяет сделать процесс обучения интересным, творческим, побуждает детей к исследовательской деятельности.

ИКТ подразумевает под собой:

  • технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

  • использование самого компьютера, самых разных программ.

Основная цель применения ИКТ: обеспечить повышение результативности и качества образования.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к уроку

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • развивают творческий потенциал учащихся;

  • осовременивают урок.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

 Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, презентации, различные тесты, задания, развивающего характера.

На уроках математики я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Например, тренажёры формирующие вычислительные навыки. Использование различных алгоритмов, геометрический материал, различные задания к устному счёту.

   Для развития интереса к  урокам русского языка обучающимся предлагаю творческие задания, кроссворды, ребусы по теме.  Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Интересно проходит работа со словарными словами, используются различные тренажёры с по проверки знаний по определённой теме , где ребята сразу попадают в ситуацию успеха, так как если они ошибаются у них есть возможность получить подсказку и исправить ошибку.

  Уроки обучения грамоте становились более яркими и динамичными с использованием электронного приложения к учебнику. В нем есть задания и на развитие речи, и на закрепление знаний о буквах и звуках, и на умение строить схемы, и игровые моменты.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я применяю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. 

  Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира. На этих уроках широко используются видеофрагменты по теме, яркие иллюстрации, анимированные плакаты и т.д.

На уроках изобразительного искусства есть возможность рассмотреть картины фрагментарно, посетить онлайн экскурсию в музей или на выставку.

 Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков технологии по различным техникам. Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы. Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, а затем вывести готовый результат.  Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы.  А  при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают.

При проведении уроков использую как уже готовые, разработанные материалы (электронные приложения к учебникам, готовые презентации и т.д.) так и создаю свои презентации.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Согласно нормам и требованиям СанПиН рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать для обучающихся в I классе – 10 минут, во 2-4 классах - 15 минут, прослушивание аудиозаписи – 20 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Использования ИКТ на уроках в начальной школе позволило мне:

-  повышать  эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке).

-  расширять  объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;

- улучшать  организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повышать качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

- повышать  интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшилось качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

Я уверена, что ИКТ на уроках  не только возможны, но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.