СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ-метода БОС с дошкольниками.Конспект занятия "Домашние животные".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример использования логопедом в работе с дошкольниками метода Биологически обратной связи на основании методики коррекции речи  А.А.Сметанкина.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ-метода БОС с дошкольниками.Конспект занятия "Домашние животные".»

           ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с использованием ИКТ - метода БОС А.А.Сметанкина)

Подготовительная группа, ОНР

Логопед Фимушкина Н.В.


Цели, задачи: формирование правильного физиологического дыхания (с использованием ИКТ БОС), работать над плавностью речи, интонационной выразительностью. Продолжать подготовку артикуляторного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков. Расширить представление детей о домашних животных, закрепить в речи названия домашних животных, глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, ухаживать, строить. Формировать грамматически правильную речь. Учить употреблять существительные в единственном и множественном числе. Продолжать учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Учить образовывать (по образцу) существительные при помощи суффиксов. Закрепить умение составлять предложения из трех слов. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Материал к занятию: сюжетные и предметные картинки по теме «Домашние животные» (с изображением скотного двора; предметные картинки – коза (козы), корова (коровы), конь (кони),  свинья (свиньи), мяч, компьютер, программа по обучению детей правильному дыханию (метод БОС)

Ход занятия:

I частьОрганизационная.

Логопед встречает детей у входа в кабинет, предлагает «поскакать» на свои места на лошадках – выполняется упр. для языка «Лошадка» (щелканье языком), дети рассаживаются на стулья. На наборном полотне выставлена картина «Скотный двор».

II частьОсновная.

  1. Рассматривание картины. Беседа.

Логопед: Куда нас привезли наши лошадки?

Дети: На ферму (в деревню, на скотный двор).

Логопед: Кто на картинке?

Дети: лошади, коровы, свиньи… - домашние животные

Логопед: почему мы их называем домашними?

Дети: люди о них заботятся: кормят их, строят им жилище, ухаживают за ними.

Логопед: как называется домик для коров?

Дети: коровник.

Логопед: как называется домик для свиней?

Дети: свинарник

Логопед: как называется домик для коней?

Дети: конюшня.

Логопед: давайте построим домик для наших животных.

  1. Физминутка. Речь с движением.

Логоритмическое упражнение «Подними ладошки выше..»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? –

Вышла крыша.

А под крышей мы с тобой.

Вышел новый домик с крышей.

А под крышей мы с тобой.

 Подними ладошки снова

Сделай длинные рога.

Что же вышло-то? –

Корова, она даст нам молока.

Очень вкусного парного

Даст корова молока.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой-

Что же вышло? –

Вышел мостик.

Мостик ровный и прямой.

По мосточку ходит козлик –

Он качает головой.

Логопед: как много животных у нас с вами в песенке было. Какие животные нам встретились?

Дети: козлик, корова.

  1. Игровое упражнение «Один – много».

Логопед: давайте поиграем. У меня одно животное, а у вас, их много.

(дети садятся на коврик, ножки - «воротики»).

Логопед катит мяч в «воротики»: У меня корова (конь, лошадь, кошка, свинья, коза)

Дети возвращают мяч логопеду: Уменя коровы (кони, лошади ит.д).

  1. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС.

Логопед: вы очень хорошо потрудились, не ошиблись, целое стадо к вам в воротики вошло. Пора отдохнуть и восстановить своё дыхание. Давайте сначала вспомним, как нужно правильно дышать. Вдох – надули животики, как шарики, выдох - плавный длительный - шарик сдулся. (дети выполняют вместе с логопедом), проходите к компьютеру (выполняется дыхательная гимнастика по методу БОС. Урок  ДЫХАНИЕ).

  1. Игровое упражнение «Кто пасется на лугу?»

Логопед: молодцы, хорошо дышали. Все картинки открыли. Каких домашних животных увидели на картинках?

Дети: я увидел корову (щенка, козу).

Логопед: правильно. А сейчас я проверю, как работают ваши ушки. Я буду петь песенку, (кто ее помнит, подпевайте), а вы догадайтесь, о ком я пою. На наборном полотне стоят картинки – козы, кони, картинка коровы перевернута обратной стороной

Логопед: далеко, далеко на лугу пасутся КО… (при необходимости показывает картинки)

Дети: козы?

Логопед: нет, не козы.

Логопед: далеко, далеко на лугу пасутся КО…

Дети: кони?

Логопед: нет, не кони.

Логопед: далеко, далеко на лугу пасутся КО…

Дети: коровы?

Логопед: правильно, коровы! Пейте дети молоко – будете здоровы!

(Поворачивает картинку)

III частьЗаключительная.

Итог, анализ.

Вы - молодцы! Справились со всеми заданиями. Вы меня очень порадовали. А сейчас нам пора на второй завтрак – пить молоко!







Формы работы логопеда с родителями

детей с нарушениями речи.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.

        Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной работы.

        К коллективным формам работы с родителями относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, организация «круглых столов», конференции для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, дней открытых дверей, организации выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы.

        Общие родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. Групповые собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т. д.). Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду  чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость ежедневной работы со своим ребенком по задания специалиста. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.

        Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания, памяти и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

- «Как научить ребенка читать»;

- «Как учить звуко-буквенному анализу».

Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Одна из нетрадиционных работы с родителями – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Практикуется также и такая форма работы с родителями, как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например: слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ЛЬ, НЬ, СЬ, Й). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть ее дома, чтобы практически точно выполнять с ребенком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий.

Полезно для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребенка ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не следует брать большой объем материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией. И если использовать ее, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далеким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

     Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми. Таким образом дети подготавливаются к их выполнению. Однако дети по-разному относятся к работе, которую приходится выполнять дома. Один охотно ее делает, достаточно только родителям прочитать задание. С другим надо сесть рядом, помочь ему приняться за упражнения. Родители должны видеть, как относится их ребенок к занятиям – старается он или ему все равно; аккуратен он или небрежен; помнит ли он, что ему в понедельник надо сдавать тетрадь, или это заботит только родителей. К ребенку, который не хочет заниматься, выполняет задания небрежно, не бережет тетрадь, следует относиться особенно внимательно и терпеливо. Тут надо ловить и поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы.

Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Речевой уголок. Он отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребенка; как позаниматься с ребенком дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, надо учитывать большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. Можно предложить ребенку перебрать горох, рис, гречку, выложить фигурки из спичек, гороха. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) важно сделать акцент на обучение родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты наблюдаются там, где логопед и родителя действуют согласованно, так как имеют общую цель.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Активные формы работы логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми"

Сотрудничество логопеда с родителями....

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»- одна из форм работы логопеда с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.

Вниманию коллег предлагается одна из форм работы с родителями  по привлечению внимания и развитию интереса    детей к художественной литературе. Представлен перспективный план работы чи...

Формы работы логопеда с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

В презентации освещается одно из важнейших направлений работы логопеда - взаимодействие с родителями, обозначены психологические особенности родителей детей с ОВЗ, дана концепция взаимодействиялогопед...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.
Требования к организации и проведению.
Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

«Работа логопеда с родителями: новые формы и новая деятельность».

Встатье указаны разнообразные  формы работы с родителями....


                      

123