МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
________________________________________________________________
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь ул. Школьная, 5. т./ф. 8 (30136) 53-3-02
Е-mail:nbskoshi@yandex.ru
Доклад на тему:
«Использование ИКТ на уроках в начальных классах. Автоматизация системы контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся коррекционной школы»
Учитель нач. классов: Абидуева И.Ц.
Новая Брянь
2019г.
«Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы»
Современный урок в коррекционной школе невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ на уроках в начальных классах помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:
ресурсы Интернет
электронные энциклопедии.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На уроках математики при помощи компьютера решаются примеры разной сложности (для устного счета), задачи, повторяют таблицу на сложение и вычитание.
Для развития интереса к урокам русского языка учащихся использую презентации, позволяющие разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
В содержание уроков чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки по развитию речи, изобразительного искусства.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Также применение новых информационных технологий в коррекционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Систематизация системы контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся.
Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний ученика можно в результате выполнения конкретных программных заданий, при повторении отдельных тем, выполнении письменных работ.
Педагогический контроль является крайне важной и составной частью обучения. Он трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В общей педагогике контроль рассматривается с двух позиций:
- как административная процедура проверки работы учителя через деятельность учеников;
- как совместная система работы учителя и ученика, направленная на более успешное овладение знаниями, умениями.
Контроль как функция выдвигает ряд проблем управленческого характера: задач контроля и проверки; методов и форм реализации проверки; видов контроля.
Контроль как диагностико-педагогическая система предполагает не только выбор видов контроля, что важно, но и определения задач, способов воздействия на ученика, формирование правильного отношения к достигнутым результатам в процессе обучения.
В специальной (коррекционной) школе проверка и оценка знаний имеют огромное значение в решении воспитательных задач.
Результаты обучения детей с нарушениями интеллекта во многом зависят от уровня развития компенсаторных функций. Наблюдаются случаи, когда знания, казалось бы, у обучающегося имеются, но при малейших воздействиях раздражителей сформированная с таким трудом система знаний и умений легко распадается. Вот почему учитель часто возвращается к пройденному материалу, выявляет характер ошибок, уточняет выбор средств воздействия на учащихся.
В силу особенностей психофизического развития, нарушений интеллекта в полном объёме программный материал могут усвоить лишь отдельные учащиеся. Но это не значит, что данная группа учащихся должна быть ʼʼвыравненаʼʼ с остальными. Обучение строится на широком использовании индивидуального и дифференцированного подходов. Проверка знаний и их оценка носят индивидуальный характер. Проверяя знания и умения, учитель выявляет уровень и особенности познавательной деятельности учащихся.
Проверка знаний учащихся выполняет следующие функции.
Обучающая функция состоит в том, что процесс проверки знаний осуществляется как целостная система, где знания уточняются, систематизируются, актуализируются и обобщаются.
Воспитывающая функция проверки знаний сводится к тому, что оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимулирует заинтересованность.
Диагностико-прогностическая функция проверки знаний способствует определению возможностей ученика с нарушениями интеллекта͵ его способностей, обучаемости, разработке основ коррекционно-развивающих мероприятий и подходов.
Оценочная функция проверки знаний реализуется лишь в том случае, когда учитель:
- знает особенности развития психических процессов учащихся;
- учитывает работоспособность детей на уроке;
- использует общедидактические и коррекционные методы обучения;
- ведет систематический, объективный учет знаний и умений.
В системе учета знаний в общей и специальной дидактике используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Текущий контроль самый распространенный. Это систематическая, на каждом уроке, оценка знаний и умений учащихся. Такой контроль более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки.
Периодический контроль используется после изучения учащимся достаточно больших разделов программы. Иногда в нем используются данные текущего контроля.
Итоговый контроль — это система проверки знаний после выполнения итоговых устных или письменных работ за четверть, год, при прохождении отдельных тем программы.