СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации поясняют эффективность использования ИКТЬ на уроках

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках истории»

Методические рекомендации

«Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по истории»

В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды и поиска новых, более эффективных технологий, в том числе и в подготовке к ЕГЭ. Исходя из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», следует, что необходимы такие образовательные технологии, которые отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Поэтому принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в использовании большого разнообразия информационных технологий.

Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ.

Использование ИКТ дает возможность:

- выявить возможности восприятия учащимися потока учебной информации (в условиях информационной технологии обучения) и его эффективности в процессе обучения истории;

- учет специфики в содержании и методике обучения истории в классах с применением информационных технологий;

- проведение занятий с применением компьютера;

- усиление практической направленности содержания уроков;

- обеспечение разнохарактерной и разноуровневой самостоятельной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и способностей работы с ПК.

В целях эффективного применения ИКТ необходимо самому изучить и опробовать основные формы работы с ПК и мультимейдийным комплексом, активно использовать интернетресурсы. На сегодняшний момент я, как учитель- предметник, при разработке плана урока планирую использование ИКТ. Но, необходимо отметить, что использование ИКТ на каждом уроке нецелесообразно. Поэтому я стараюсь очень тщательно подходить к отбору содержания и форм применения ИКТ.

Так, например, положительный эффект дает использование ИКТ в развитии индивидуальных способностей и наклонностей учащихся через решение тестов, самостоятельный отбор материала, самостоятельную подготовку презентаций, поиск информации в интернете.

Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обучения и внедрение их в учебно-воспитательный процесс подводит к необходимости использования методов проектов. Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием объекта. Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Важно отметить, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов способствует разностороннему развитию учащихся. Он дает возможность многофункциональной подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях; активизацию процесса обучения на основе: мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы; формирование социально значимых качеств личности: реализацию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

В обучении истории огромное значение играет фактор наглядности. В своё время было выпущено большое количество всевозможных картин к уроку, диафильмов и слайдов. Сегодня на помощь приходят мультимедийные программы. Это способствует лучшему запоминанию материала, так как голая теория воплощается в образы реальных людей, картины быта, исторических процессов. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Таким образом развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процессов и явлений.

Медиауроки я провожу в кабинете, оборудованном мультимедийным проектором . Такие уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания.

Они предназначены для:

- изучения курса истории в классе;

- использование Интернет-ресурсов;

- проверки знаний по курсу (тесты);

- написания учащимися рефератов и докладов;

- использования в качестве справочника.

СО-диски содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, которые помогают при подготовке к ЕГЭ, содержат интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих работ учащихся.

Повысить эффективность подготовки к ЕГЭ можно и через создание мультимедийных презентаций самими учащимися. Здесь возникает устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

- работа над презентацией сама по себе привлекательна;

- необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;

-возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;

-публичная защита работы.

Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учащихся, а ведь внимание - это множитель информации. Презентация позволяет ученику реализовать своё «я», создаёт для него ситуацию успеха. Формирует новый взгляд со стороны учителя на личность ребёнка, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей, поскольку такая работа предполагает активное проникновение в процесс • восприятия и усвоения знаний учащимися. Учитель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить.

Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний. Использование компьютерных презентаций в преподавании курса истории в школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала, ч в том числе и в подготовке к ЕГЭ. Очевидное достоинство мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к истории, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, пока еще не научилась использовать видеофрагменты, но обязательно буду использовать их в будущем.

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Особо удобно и для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаем задания: ответить на вопросы теста, расшифровать схему, проанализировать таблицу и т.д., и сразу можно проверить правильность выполнения заданий, учащиеся видят свои ошибки. Получается очень интересно, удобно и быстро. Незаменимым ИКТ становится в осуществлении контроля и самоконтроля учащимися. Тесты, созданные на ПК, мною используются на различных этапах урока, например: в начале ( для закрепления, повторении и контроля раннее изученного материал), по ходу урока ( после объяснения пункта плана урока ( закрепление и отработка выполнения различного типа заданий КИМов ЕГЭ), на этапе повторения и закрепления пройденного на уроке. Конечно, в зависимости от предназначения, тесты отличаются сложностью содержания, объемом.

Кроме этого, в современных условиях сдачи экзамена в форме ЕГЭ, необходимым условием является проводить тестирования по пройденным темам, разделам, главам. В конце первого и второго полугодий я использую итоговые тесты, которые включают в себя материал всего курса обучения ( в том числе и за предыдущие годы обучения). При выполнении тестов отслеживается соответствие написание ответов требованиям КИМов ЕГЭ, отслеживается время выполнения.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Одним из главных и масштабных источников информации является сеть Интернет. Основные функции Интернета связаны с вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, которые могут быть активно использованы в преподавании истории и учебно-воспитательном процессе. Вещательные услуги: методическая литература, книги, газеты, журналы; обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике компьютерные программы; справочные файлы, словари, энциклопедии. Интерактивные услуги: электронная почта. Поисковые услуги: каталоги, поисковые системы. Интернет-ресурсы позволяют включать в учебный процесс научно-популярную, справочную и статистическую, познавательную и образовательную информацию.

Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических и социальных процессов. Урок с использованием Интернет-ресурсов является информационно ёмким. Информация преподносится в очень удобной и эстетичной форме. Использование большого количества наглядности способствует достаточно полному усвоению материала урока учащимися.

Хотелось бы освоить использование тестов- онлайн. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников в данном случае к сдаче ЕГЭ.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо: избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по её уровням: узнавание, воспроизведение, применение; дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Подводя итог всему выше сказанному можно сделать следующие выводы:

- изучив научно - методическую и психолого - педагогическую литературу, статьи учителей через сайты Интернета и исходя из своего опыта можно прийти к выводу, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках истории с целью эффективной подготовки к ЕГЭ сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Соединение исторического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся, что является необходимым фактором успешной сдачи ЕГЭ;

- применение информационных технологий значительно расширяет иллюстрированный материал, создаёт проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует учебный процесс, создаёт эмоциональное отношение к учебной информации. Они могут вызвать определённые чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия.

- оценивая опыт проведения уроков с использованием новых информационных технологий, можно сделать вывод, что при чёткой организации урока достигается большой эффект в усвоении материала, а значит и сдачи ЕГЭ.



Учитель истории : Н.Ю. Шмакова