СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта на тему : Использование ИКТ на уроках географии.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта на тему : Использование ИКТ на уроках географии.»

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Информационные технологии (ИТ) становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. В настоящее время, они непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения.

Одной из разновидностей ИТ является мультимедийная, т.е. использование компьютера как вспомогательного средства обучения. Она имеет множество преимуществ. Применение современных информационных технологий в обучении существенно дополняет традиционные взгляды на методику преподавания химии, структуру и организацию учебной деятельности, делает изучение предмета более интересным, содержательным, зрелищным, что очень важно для методики преподавания естественных дисциплин в школе, а также освобождает преподавателя от рутинной работы многократного повторения пройденного материала со слабоуспевающими учениками.

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла. В своей педагогической работе я постоянно использую компьютерные технологии для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предметам. В практике информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео). Компьютерные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения

различных предметов, в том числе и химии, и биологии, повышают уровень

индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.

В своей практике я применяю имеющиеся  учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д. С максимальной возможностью стараюсь использовать имеющиеся электронные учебники. Активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.

Создаю собственные презентации к урокам, использую презентации созданные учащимися.

Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние 3 года


Анализ уровней познавательного интереса обучающихся

к предмету химии

8 класс

5% Ситуативный интерес

22% Учат по необходимости

50%Интересуются предметом

23%Повышенный интерес


9 класс

23%Ситуативный интерес 26% Учат по необходимости

36% Интересуются предметом 15% Повышенный интерес

Биология 6-9 классы

Итоговые показатели степени обученности учащихся по предметам учебного плана

за последние три года.


2008-2009

учебный год.

2009-2010

учебный год.

2010-2011

учебный год.

2011-2012

учебный год

успеваемость

Химия -100%

Биология -100%

Химия -100%

Биология -100%

Химия -100%

Биология -100%

Химия -100%

Биология-100%

Качество знаний

Химия -54 %

Биология -74%

Химия -57,5%

Биология -77%

Химия -75%

Биология -85%

Химия-60%

Биология-90%

Анализ таблиц показывает, что качество знаний по химии за последние четыре года повысилось с 54% до 60%, качество знаний по биологии повысилось с 74% до 90%, В 2011- 2012 уч году качество знаний – 60 % упало по сравнению с 2010-2011 уч годом, где качество знаний было 75%. Это объясняется тем, что в 2011-2012 учебном году обучалось химиив 15 учеников ( в 8 классе из 9 человек- 3 со справками ОВЗ, в 9 классе- из10- 1 ученик со справкой ОВЗ)

Позитивная динамика и высокие результаты учебных достижений обучающихся по химии обуславливаются введением в урочный процесс инновационных форм и методов работы с детьми, использованием новых педагогических технологий, использование ИКТ

Позитивные результаты за последние 4 года обуславливаются благодаря тому, что проводится работа методического объединения по вопросу повышения качества обученности детей. Начиная с 2009 года, учащиеся 9 классов в качестве предмета по выбору, выбирают химию, биологию. Качество знаний по этим предметам составляет 100%. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы. (сайты по химии, биологии ). Это позволило мне повысить интерес школьников к моим предметам, повысилось качество знаний. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии, о чём свидетельствует следующая диагностика:

- На вопрос “Предмет - Химия”

Ответ

% учащихся

2008-2009

% учащихся

2009-2010

% учащихся

2010-2011

% учащихся

2011-2012

Интересный

45

53

56

66

Нужный

30

40

35

50

Ненужный

5

4

3

6

Трудный в понимании

20

8

4

5

- - На вопрос “На уроке химии используются средства обучения”

Ответ

% учащихся

2008-2009

% учащихся

2009-2010

% учащихся

2010-2011

% учащихся

2011-2012

Однообразные

0

0

0

0

Только учебник

0

0

0

0

Разнообразные

100%

100%

100%

100%

- На вопрос “Интерес к химии”

Ответ

% учащихся

2008-2009

% учащихся

2009-2010

% учащихся

2010-2011

% учащихся

2011-2012

Отсутствует

7

4

4

2

Иногда возникает

27

36

36

34

Постоянный

65

60

60

64




В 2010 -2011г учащиеся старших классов принимали участие в Интернет- олимпиаде по предметам естественного профиля( 2 ученика –по химии, 4 ученика – по биологии) – в Молодежном химическом чемпионате. Так, у моих учеников есть сертификаты участия в олимпиадах.


Позитивная динамика % обучающихся, участвующих в школьных олимпиадах по химии:

(% от общего числа обучающихся 8-9 классов)

Предметы

2008-2009 уч г

2009-2010 уч г

2010-2011 уч г


2011- 2012 уч г


химия

78%

80%

80%

80 %

биология

90%

95%

97%

97%

Динамика участия в предметных олимпиадах

Уровень

олимпиады

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

участники

призеры

участники

призеры

участники

призеры

участники

призеры

Школьный

45

6

46

8

42

6

48

6

Муниципальный

2

1

2

1

2

-

3

2


Достижения учащихся в конкурсах и состязаниях разного уровня


Название

мероприятия

Уровень/ форма участия

Организатор


Кол-во участников


Участники

(фамилия, имя)

«ОЛИМПУС»

Биология

Химия

Всероссийский, заочно


10- участие

3 - сертификаты

Попова анастасия, Филатова Александра, Пешкова Ангелина

Мурзин Андрей

Горковенко Александр

Кашутина Регина

Дистанционный

проект «Мир металлов»




Всероссийс

кий/

заочно


МБОУ ООШ №16

6- участие

Михайлова Кристина

Данилова Ирина

Евкайкин Дима

Поллынников Володя

Дукарт Настя

Фальгот Вика

Нестерова Мария


Олимпиада школьников по биологии

ГОУ ДОД «Забайкальский детско- юношеский центр»

Краевая заочная олимпиада

МБОУ ООШ №16

12 участие

4 ученика –свидетельства участника

Пешкова Ангелина

Шестаков Александр

Филатова Александра

Попова Анастасия

Вывод: Позитивная динамика участия обучающихся в олимпиаде школьного уровня и участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии свидетельствует о повышении учебной мотивации обучающихся, повышении интереса к предмету.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. Учащиеся с увлечением посещают кружки, где я часто использую компьютерные технологии. У школьников 7 класса, занимающихся на факультативе «Занимательная биология», значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали хорошие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Защита проектов и рефератов проходит всегда в конце курса программ.

В своей работе при проведении уроков и внеклассных мероприятий использую следующие электрообразовательные ресурсы:

Интернет- ресурсы,

Офисные программы

Графический редактор Paint

Электронные учебники по химии и биологии

Электронные уроки и тесты. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», «Новый Диск», 2005

Экспериментальные задачи лабораторного химического практикума

Презентации учителя и учеников.

Тематическое планирование. Программы.

Тренировочные задания –КИМы

Много на уроках химии применяются такие известные пакеты программ (Репетитор Биология, Репетитор Химия):

  • «1С репетитор Химия»,

  • “Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория” Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум;

  • «Общая и неорганическая химия», а также электронные тесты по всем группам и подгруппам Периодической таблицы Менделеева

На уроках биологии в школе применяются учебные мультимедиа-издания:

  • Учебные мультимедиа-издания энциклопедия « Кирилла и Мефодия», большая детская энциклопедия

  • Мультимедийное приложение к УМК «Химии. 8 класс» (электронное учебное издание), ООО «Дрофа», «Физикон», 2006

  • Обучающий программно - методический комплекс на CD – R “Виртуальная лаборатория.8 класс”;

  • Обучающий программно - методический комплекс на CD – R “Виртуальная лаборатория.9 класс”Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. ЗАО «1С», 2006

  • Диски : СD- диски по химии и биологии, которые идут в дополнение к учебникам по предметам химии и биологии, а также « Кл руководитель», а также «Воспитательная работа в школе»


Качество обученности

1.Качество уроков повысилось за счет демонстрации классических ,а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов.

2.Виртуальная наглядность

способствовала более качественному усвоению знаний ( К.з. по химии -65 % (данные на 1 полугодие 2012-2013 уч года) , по биологии – 90%)

3.Создание презентаций для уроков и внеклассных мероприятий учащимися пробуждает интерес к предмету

В классном кабинете (кабинете химии и биологии) нет автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя , но мы практически на каждом уроке применяем компьютер, экран, мультимедийное оборудование


Организовано методическое сопровождение педагогов, внедряющих ИКТ в учебный процесс. В 2010-2011уч.году на базе школы проведено РМО по теме « Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время». Кроме этого, вопросы по использованию ИКТ рассматривались на методических семинарах, методических объединениях школы. Педагоги нашей школы  принимали участие в конкурсе « Мой лучший медио-урок»,в том числе и я участвовала с работами «Состав, строение, свойства костей» по биологии в 8 классе, и по химии 8 класс «Типы химических реакций»

Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время.

Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:

-качественно готовиться к урокам;

-своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;

-расширять использование наглядности;

-самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к урокам;

Я активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. В своей практике я применяю имеющиеся  учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.


Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно можно разделить на

четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к

урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль

знаний.

Я провожу уроки с использованием ИКТ: электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам .

Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.

Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

  • урок-презентация

  • виртуальный эксперимент

  • электронное тестирование

  • организация индивидуального обучения

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников, они с удовольствием готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету.

На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала.

Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации, использую презентации созданные учащимися. Использую презентации почти к каждому уроку.
Мною разработано большое количество дидактического по химии и биологии всех классов: это и мультимедийные презентации к урокам ; тесты в электронном виде, кроссворды по конструктору, тесты – тренажеры; тесты для обобщения знаний по различным темам, карточки по типам задач.

Созданы презентации к темам :

«Основания», «Соли», «Металлы», «Алюминий», «Типы химических реакций»
«Получение металлов в промышленности»; «Щелочные металлы»; «Степень окисления», «Химия вокруг нас», «Состав, строение, свойства костей», «Моллюски»«Пища, которую мы едим»;«Основные классы неорганических соединений»; «Кислоты»;«Основания»; «Азот»;«Природные источники углеводородов»; «Химия и повседневная жизнь человека» и другие

Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных мини-презентаций по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому ученик с большей уверенностью отвечает на уроке, тем более, что ему хочется показать свою работу.
Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:

  • определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;

  • классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;

  • физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);

  • химические свойства веществ, с уравнениями реакций;

  • значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);

  • нахождение веществ в природе;

  • получение веществ в лаборатории и в промышленности;

  • интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).

То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Если на уроке возникает необходимость обсуждения с учащимися нового материала, то проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания. Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.


Очень интересно электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».

Мною созданы электронные тесты: «Типы химических реакций». «Химическая связь»
Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по нескольку раз, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по химии. За короткое время можно раскрыть, объяснить подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся легче воспринимают трудные разделы программы.


Организация индивидуального обучения:
При подготовке к ГИА использую СД диски, позволяющие обучающимся выполнить задание виртуально и проверить правильность выполнения. При подготовке к школьным и районным олимпиадам использую СД диск решение химических задач.



Таким образом, использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения

  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

  • способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

  • работать в интерактивном режиме;

  • визуализировать учебную информацию;

  • проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья).

  • осуществлять контроль с обратной связью с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;

  • развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению

Из всего сказанного следует, что химия как наука ХХI века тесно связана с новыми информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.

У многих школьников значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Активно не только использую новейшие компьютерные технологии, но и к этому привлекаю своих учеников. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. А на практических занятиях воспитываю в детях самостоятельность, навыки использования полученных теоретических знаний на практике, внедрять их в жизнь.

Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но  вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.

А  лучшей наградой служат успехи учеников!