СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках ОБЗР

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках ОБЗР»

Использование ИКТ на уроках ОБЖ

Современное образование предусматривает значительное расширение роли ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) как эффективного средства самосовершенствования и самообразования обучающихся.

В «Основных направлениях модернизации образования», одобренных Правительством РФ, акцентируется внимание на необходимость изменения методов обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом.

Причин компьютеризации обучения можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать.

Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.

Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структурировании большого объёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.

Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЖ:

обеспечение наглядности и интерактивности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся;

ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;

эффективная проверка знаний;

систематизированное изучение и проверка нового материала;

использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.

2. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ

В современной педагогике главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

Опыт показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

2.1 Интерактивные видео уроки, направленные на визуализацию учебного материала – один из самых действенных приемов современного обучения. На это влияют как минимум 5 факторов:

1. Ученику удобнее усваивать «образную» информацию -

Видео дают возможность лучше запоминать и усваивать материал, так как одновременно воздействуют на визуальный и слуховой каналы. Современным школьникам сложно воспринимать текстовую информацию. Показывая тематический ролик перед или после чтения параграфа, вы поможете детям лучше усвоить написанное и закрепить материал.

2. Урок становится разнообразнее-

Просмотр видеороликов добавляет динамику и интерактивность в ход урока, превращает его из «допроса с пристрастием» в увлекательный процесс получения знаний. 45 минут пролетают быстрее, а дети не успевают заскучать. Вам не придётся тратить время, чтобы привлечь внимание всего класса, – яркий видеоряд сделает это за вас. 

3. Учеников легче заинтересовать-

Видео может помочь «зацепить» учеников, искренне заинтересовать той или иной темой. Все эти фильмы помогут школьникам глубже погрузиться в контекст предмета.

4. Вы получаете возможность дать ещё больше знаний-

Видеоматериалы позволяют предоставить информацию, которой нет в учебниках. Новейшие открытия, альтернативные научные теории, уникальные исследования и сложные вопросы, изложенные в научно-популярном стиле – всё это способно расширить кругозор учеников, показать им, что знания не ограничиваются страницами учебников. Просмотр подобных роликов можно использовать как на обычных уроках, так и на факультативах.

5. Видео предоставляют дополнительный материал для изучения-

В отдельных случаях, видео-практикум – самостоятельный и уникальный материал, который поможет ученикам сразу применять полученные знания.

2.2 Тестовый контроль знаний.

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты, можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения можно информировать учеников, доводить цифры, факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда к тестам прилагаются и возможные ответы.

Ученики должны найти правильный ответ и объяснить, почему он верный, а остальные нет. Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе.

Тесты дают возможность индивидуализировать задания. Школьники могут их использовать для самоконтроля. Тесты позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля.

Содержание вопросов, уровень их сложности для каждого ученика помогает подобрать компьютер. Характеристики компьютера позволяют непрерывно изменять уровень сложности тестовых заданий в зависимости от возможностей ученика.

Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики созданные с помощью Google форм, имеет ряд преимуществ:

1) экономит время на выявление ошибок;

2) компьютерный контроль ведется дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

3) статистическая обработка результатов работы с программами пакета дает возможность оценить качество усвоения материала по изучаемой теме.

Работа с тестами развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. В результате использования тестовых заданий, происходит повышение активности учащихся, растет качество знаний.

Применение интернет-ресурсов:

на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети, разработка собственных материалов и публикация их в сети, создание собственной интернет страницы; тестирование школьников на основе контрольных материалов, хранящихся в сети; знакомство с новыми книгами, учебными пособиями, методической литературой и приобретение их в интернет- магазинах; изучение материала на основе документальных и художественных фильмов; участие в онлайн конференциях и олимпиадах; самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети, изучение опыта своих коллег, получение информации о новейших педагогических технологиях; получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования.

 

Заключение

Современные условия обучения в школе невозможно представить без современных информационно-коммуникационных технологий. Их применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности. Современные средства обучения предоставили возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовые знания.

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании курса ОБЖ в школе позволяет видоизменить весь процесс обучения. Дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным. На уроках виден неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере. Ведь обычно урок ОБЖ, как и в прочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы. Причём преимущественно с использованием объяснительно – иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремления к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование ИКТ в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.