А. А. Куропятник
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Окружающий мир, как предмет – это предмет, вмещающий в себя знания о человеке, природе, обо всем, что его окружает, о роли человека в окружающей среде, о нашей планете Земля, о жизни, о культуре, об истории и географии нашей Родины.
Ребенку, который еще совсем недавно находился в детском саду и играл с игрушками, очень тяжело настроиться на урок. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что бывает зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Поэтому задача учителя – сделать урок наиболее доступным к пониманию и интересным, чтобы ребенок смог сконцентрироваться, а также сохранить эти знания у себя.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Использование ЗУН в игровой компьютерной среде приводит учеников к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:
усилить образовательный эффект;
повысить качество усвоения материала;
совершенствовать систему управления обучением на разных этапах урока;
усилить мотивацию учения;
сформировать навыки самоконтроля.
Для сохранения здоровья детей при использовании ИКТ следует соблюдать следующие правила:
учитываю возрастные особенности и интересы детей;
контролирую непрерывное время работы с мультимедиапроектором и экраном (2 класс-10 минут, 3 класс- 15 минут, 4 класс- 20 минут);
чередую виды и формы работы;
слежу за темпом работы;
исключаю всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
Целесообразно использовать ИКТ на следующих этапах урока:
этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);
этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация);
этап закрепления новых знаний (вопросы, тесты, кроссворды)
Как результат использования информационно - коммуникационные технологии позволяют решить следующие цели образовательного процесса:
развитие познавательных способностей и мотивации к учению;
развитие творческих способностей;
подготовка к формированию компетенций в области коммуникаций;
повышение успеваемости по предметам.
Развитие познавательных способностей - одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьном возрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому познавательной сфере младших школьников уделяется особое внимание. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями является одним из таких средств.
В результате работы по использованию ИКТ на уроках окружающего мира дети должны уметь:
различать объекты природы;
определять представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и условий жизни;
выполнять правила поведения в природе;
участвовать в охране окружающей среды;
уметь добывать самостоятельно информацию об окружающем мире.
ИКТ используемые на уроке окружающег мира:
Литература: Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
Смирнова Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»
Люблинская А.А. «Учителю о психологии младшего школьника». М. «Просвещение», 1977г.
«Возрастная и педагогическая психология». Под редакцией Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. М., Просвещение, 1984г.
Материалы ресурса Интернет.