В.И. Ерёмина
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе обучающимися важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к обучающемуся, применяя разноуровневые задания.
В педагогической деятельности использование информационно - коммуникационных технологий осуществляю следующим образом:
ведение рабочей документации в электронном формате;
создание и подготовка дидактических материалов
создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия обучающихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем обучающимся;
- обучающимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Рисунок 1- Работа обучающегося с интерактивной доской
Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Отобранная информация из текста учебника в виде текста к слайдам является планом рассказа и помогает лучше запомнить и усвоить нужный материал.
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:
лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме,
уроки – мультимедиа по темам, при изучении которых существует необходимость введения ярких зрительных образов,
уроки изучения нового материала, служащие образцами для использования учащимися подобных работ самостоятельно.
Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира, погрузиться в мир каждой природной зоны, природного сообщества.
Очень много материалов при подготовке к урокам можно брать на различных сайтах. Особенно интересны электронные ресурсы на таких сайтах:
Okrmir.ru: занимательные вопросы для викторин и олимпиад по школьному предмету "Окружающий мир"
Ресурсы включают в себя фотографии, готовые презентации, слайды, видеофильмы, игры, кроссворды. Благодаря всем этим материалам, учителю легко подготовить свои собственные презентации, проверочные работы, тесты, разработки для использования интерактивной доски и многое другое.
Дети могут сами создавать электронные презентации и работы по темам предмета «Окружающий мир». Например, ребята получают задания: написать эссе и сочинения по материалам экскурсии, подготовить фотографии, сделать журнал или газету, проект по теме, сообщение по теме с иллюстрациями, таблицами, кроссвордами и т.д. Многие дети с огромным интересом относятся к этим заданиям. На основе полученных материалов с помощью родителей и учителей дети делают электронные презентации, которые потом используются на уроках окружающего мира.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость. Ведь это позволяет привлекать большее количество дидактического материала, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, обеспечивает наглядность. Применение ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю развиваться творчески.
Список использованных источников:
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7- с.32 – 34
Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.// Начальная школа. – 2008. - №1- с. 31 - 33
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До и После. – 2007.- №7 – с. 30 -32
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.