30 июня – 1 июля 2014 г.
«Использование ИКТ на уроках психологии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся младшей школы»
Общеизвестно, начальная школа - это фундамент для ребенка. Поэтому цель моей психолого-педагогической деятельности – создать условия для познавательной активности обучающихся, используя информационно – коммуникативные технологии в учебно – воспитательном процессе.
Мы живем в век новых информационных технологий и в мире электронной культуры. Это наложило отпечаток на личность современного ребенка. Беседуя с детьми, я поняла, что компьютерные технологии интересны и привлекают их. А еще они помогают сделать учебный процесс более разнообразным и увлекательным, расширить кругозор, дают толчок изобретательской деятельности детей, повышают эффективность творческого труда и позволяют посмотреть на многие вещи и явления по-новому. Поэтому я решила в своей работе начать использовать ИКТ.
Для реализации поставленной цели урока я использую проблемные, поисковые исследовательские ситуации на занятиях, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей обучающихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.
В моей работе мощным фактором мотивированности школьников является игра. Я создаю на уроке игровую атмосферу, что развивает у детей познавательный интерес, снимает усталость, помогает удерживает внимание. Для этого на каждом уроке использую различные упражнения. Например, на этапе знакомства и перед чтением нового произведения, игра «Разведчики» - кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос. Обучающиеся находят строчку и зачитывают ее.
Задания:
Найди и выпиши: слова среди напечатанных букв; спрятанные буквы; сумму чисел, записанных красным цветом.
В начале урока вместо обычного вступления я предлагаю иной первый шаг – разгадать (расшифровать) тему урока в загадке, ребусе, рисунке или предлагаю задания по изученным темам и вставляю задания повышенной трудности.
Нейрогимнастика, оздоровительные минутки, веселые физкультминутки, упражнения для профилактики нарушения зрения (глазодвигательные упражнения).
Релаксационные упражнения.
Фильмы, мультфильмы и ролики с проблемными или актуальными ситуациями.
Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации, анимация объектов – все это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых компонентах, вызывать интерес к предложенным заданиям.
Все это позволяет мне строить познавательную деятельность не от простого к сложному, а от сложного к простому, от незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению.
Учебный процесс строю на индивидуально-дифференцированном подходе. Для этого на уроке использую индивидуальные карточки, которые заранее продумываю и составляю, с заданиями, рассчитанными на конкретного ребенка с учетом возраста, заболевания, возможностей.
В своей работе использую результаты диагностики уровня успешности и обученности, что позволяет мне организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказывать ему необходимую помощь.
В процессе своей работы я поняла, что включать в урок проблемные ситуации недостаточно, т.к. внимание у детей рассеянное. Компьютерные технологии на уроках - мои помощники.
Часто использую дидактический материал, который сама разработала на компьютере в виде карточек с заданиями. Например, помоги сказочному герою пройти путь, прочитав слоги и слова или решив примеры. Эту работу предлагаю детям в виде индивидуальных или групповых заданий, дифференцируя согласно уровню развития детей.
На уроках я использую презентации, созданные моими коллегами в программе Microsoft Office Power Point - «Состав числа», «Геометрические фигуры», «Знакомство с числом и количеством», «Построй домик из фигур», «Собери слова и составь предложение», «Словарные слова». Динамика, звук и изображение – это те факторы, которые удерживают внимание детей, вовлекают в процесс восприятия учебной информации, что особенно важно для детей моего класса. Так же при изучении и закреплении материала помогают слайды - при знакомстве с задачей перед детьми появляются движущиеся картинки, дети наглядно представляют задачу и легче понимают ее решение.
При обсуждении актуальных проблем и изучении правил безопасного поведения, словесной самозащиты и т.д. использую обучающие фильмы.
В целях развития навыка чтения я использую различные формы уроков с показом слайдов – путешествие в сказку, игры «Угадай героя», в гостях у автора.
С целью повышения интереса к выполнению заданий, активации зрительного анализатора и моторики рук, что очень важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, я использую на уроках работу на интерактивной доске. Задания – «Найди число на картинке с Винни-Пухом и Тигрой и построй числовой ряд», «Вставь буквы в словарные слова», «Помоги герою правильно расставить дорожные знаки и перейти улицу».
Начиная со 2 класса, учу детей совместно работать с информацией, распределяя обязанности, что способствует расширению кругозора. И в этом мне помогают проектные технологи.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в игровую деятельность, поэтому приоритет отдаю игровым технологиям. Включение в урок игровых приемов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Для совершенствования слухового восприятие использую игры: «Хлопки», «Идем на День рождения».
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу провожу со всем классом или группой обучающихся, а также индивидуально.
При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята работают вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками). Строю урок так, чтобы задействовать сказочных героев. В результате, используемые мной игровые технологии, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Еще один важный момент, это здоровосберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья моих воспитанников. И здесь мне на помощь опять приходят компьютерные технологии. Образовательный процесс организую с учетом учебной нагрузки и возраста обучающихся, рекомендаций специалистов. В течение дня поддерживаю двигательную активность детей: провожу на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря этому у детей снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует физической реабилитации обучающихся. Как вариант, эмоциональное сопровождение анимаций - танцующие человечки и животные в оформлении музыки, электронные физкультминутки для глаз.
Я заметила, что это обогащает эмоциональную сферу ребенка и повышает интерес к изучению предметов. На различных этапах урока (во время самостоятельной и индивидуальной работ) провожу музыкотерапию, включая тихо, ненавязчиво звучащую классическую музыку. Наблюдая за работой детей, я пришла к выводу, что музыка не мешает, а наоборот, помогает успокоиться и настроиться на мыслительную работу. По результатам проведенной диагностики эмоционального состояния наблюдается снижение уровня тревожности и эмоциональной возбудимости.
Учебную деятельность строю на принципах сотрудничества, уважения, взаимного доверия, толерантности. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей.
Исходя из требований новых образовательных стандартов, делаю упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. В работе с детьми применяю активные методы - самостоятельно найти ошибки в выполненном задании у себя или у соседа по парте, оценить работу, т.е. представить себя в роли учителя, часто использую прием – мозговой штурм. Например, в коллективной работе найти неправильные решения, дать правильный ответ и объяснить его. Это активирует мыслительный процесс ребенка, заставляет его рассуждать, анализировать и развивать речь.
Итак, психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению мотивации к учению;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
- развитие наглядно-образного, информационного мышления;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы не только школьного психолога, но и всех учителей.
Презентация по теме https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-4.html