СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" доклад для выступления на заседании РМО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Просмотр содержимого документа
«"Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" доклад для выступления на заседании РМО»

МОУ «Каразирекская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского района Республики Татарстан.







Доклад

на заседании РМО учителей русского языка и литературы







Выступление подготовлено:

учителем русского языка и

литературы Рахимовой. Г. Р.



2010, февраль

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного  образования.   Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Сегодня многие учителя-предметники готовят и проводят уроки с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. А использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, новшества. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

  Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Понимая и принимая все эти аспекты, мы, учителя Каразирекской средней общеобразовательной школы, стараемся шагать в ногу со временем, т. е. широко используем возможности ИКТ на уроках и во внеурочной работе с учащимися.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. А задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. При таких формах работ опираемся на программно-методические комплексы, как «Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа.

2-9 классы», и другие. Учащиеся с большим интересом и вниманием пишут или выполняют диктанты, тесты, с последующей аудированной проверкой и коррекцией. Данные виды работы с применением ИКТ ярко отличаются от обычных видов, притягивают учащихся и способствуют повышению интереса к изучению предмета. Часто используем кроссворды, иллюстрации, рисунки и другие различные занимательные задания и из Интернета. 

На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем, материал из Интернета находим и мы учителя, и сами учащиеся. А также ученики составляют презентации совместно с учителем информатики, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Так как у многих учащихся имеются дома компьютеры, есть доступ к интернету, они с удовольствием выполняют индивидуальные задания при подготовке к урокам и при выполнении домашних заданий. Например, над такими видами работ как: работа с литературоведческой статьей; обзор творчества поэта, писателя; подготовка доклада, реферата.

На уроках и русского языка и литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии), опираясь на ИКТ.

На своих уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии из сети Интернет. Например, при изучении романа «Белая гвардия» М. А. Булгакова в 11 классе, смотрели серии из художественных фильмов «Дни Турбиных»; романа «Обломов» И.А.Гончарова и поэмы Гоголя «Мёртвые души» в 10-ом классе – ролики этих фильмов и др.

Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает нам не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С этой целью на предметных кружках и при индивидуальных занятиях с высокомотивированными учащимися (например, олимпиадниками) занимаемся по программам «1С: Репетитор. Русский язык» и Программа-тренажер по русскому языку "Фраза"). Учащиеся выпускных классов имеют возможность в свободное время индивидуально заниматься и по названным программно-методическим комплексам , и по программам подготовки к ЕГЭ. Для этого в нашей школе есть условия: отдельный компьютерный класс и кабинет с интерактивной доской, мультимедийной установкой.

Использование ИКТ позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке  .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности и оживить учебный процесс.  

Учителя русского языка и литературы делятся своим опытом работы с ИКТ на интернет сайтах. Вот они:1) «Использование притч на уроках русского языка» (сайт «Государство учителей». 2009 г. 2) «»Электронные образовательные ресурсы нового поколения в работе учителя-словесника» (сайт «Сеть творческих учителей». 2008 год, 3) «Презентации как средство создания эмоционального фона на уроке и во внеурочной деятельности». 2009 год опубликован на сайте интернет-журнала «Эйдос».