Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации
учащихся 9-11 классов
Ни для кого не секрет, что подготовка к итоговой аттестации является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Для решения данной задачи необходимо оптимизировать все ресурсы, которые помогут учащимся не только достичь минимального порога, но, что важнее всего, достичь высокого качества выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ. Это ресурсы учебного предмета, ресурсы специальных курсов, и, конечно же, ресурсы информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение на уроках современных технологий является одним из условий качественного усвоения учебного материала. Какие же инновационные образовательные технологии и как они могут помочь в организации работы по подготовки к ОГЭ и ЕГЭ? В первую очередь, это личностно-ориентированное обучение. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не даст высоких результатов, если готовиться к ним только один год или полгода. Большое внимание надо уделять проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время подготовки к ОГЭ проходит систематическая тренировка по материалам ОГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных, пробных ОГЭ и ЕГЭ». Полноценное изучение предмета предполагает и включение компьютерных технологий в учебный процесс.
Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературы? Во-первых, при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажёры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвёртых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).
Наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые нравятся учащимся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их составляют сами ученики), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.
С чего же можно начать подготовку к ГИА, используя ИКТ?
- Планирование и деление учебного материала по русскому языку в 9 и 11 классах;
- изучение теоретических основ применения ИКТ на уроках русского языка;
- работа с демонстрационными версиями на уроках в 9 и 11 классах;
- изучение базы контрольно-измерительных материалов для подготовки к ГИА;
- открытые уроки с использованием ИКТ;
- использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: fipi.ru, ege.sdamgia.ru, ege.edu.ru , rustest.ru, po-ushi.ru, neznaika.pro и т.д.
- организация консультаций, собеседований с учащимися 9-х и 11-ых классов по проблемам участия в ГИА.
- тренировки по заполнению бланков ОГЭ и ЕГЭ
- проведение тренировочных работ в форме ОГЭ для учащихся 9 класса и в форме ЕГЭ учащихся 11 классов;
- подробный анализ тренировочных работ;
- ознакомление учащихся с результатами пробных экзаменов;
- анализ типичных ошибок учащихся;
- создание методической копилки (разработаны тесты, электронные презентации, конспекты уроков с применением ИКТ);
- разработка рекомендаций для учащихся по подготовке к ГИА;
- оформление стенда «Готовимся к ГИА»;
Очень важным шагом в подготовке учащихся к итоговой аттестации считаю строгий, тщательно продуманный мониторинг знаний, умений, навыков учащихся в подготовке к ГИА, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- обязательность планирования пробных контрольных работ в форме ГИА (ОГЭ и ЕГЭ);
- обязательность входного (нулевого) контроля;
- системность;
- своевременная информация учащихся о результатах;
- проведение в полном соответствии с требованиями ГИА;
- наличие для каждого ученика индивидуального пакета с экзаменационным
материалом;
- своевременный анализ и отработка пробелов в знаниях с каждым индивидуально.
Информационно-коммуникативные технологии являются исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Использование ИКТ при подготовке к ГИА даёт учащимся:
- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
- возможность включения игрового момента, что позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания;
- получение объективных результатов с указанием ошибок сразу после выполнения задания.
В заключение хочется сказать, что применение ИКТ при подготовке к итоговой аттестации дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. ИКТ активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения и увеличить объем учебного материала, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, повысить мотивацию обучения, создать положительный настрой и ситуацию успеха, применить дифференцированный подход в обучении.