ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Е.Омельянчук
МАОУ Домодедовская СОШ №2
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Хочу остановиться на одном из путей повышения качества образования - через использование ИКТ технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски, документ-камеры, интерактивной системы тестирования InterwriteResponse, сети интернет, виртуальной лаборатории. Каждый педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. В своей работе я постоянно использую интерактивную доску, которая предоставляет новые возможности как педагогам, так и учащимся.
Прежде всего, это визуализация знаний при изложении нового материала(c программой презентаций PowerPoint и демонстрационно-энциклопедическими программами), экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала, мобильность учителя, который может объяснять материал из любого места класса. Интерактивная доска позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске (в том числе и сделанные во время урока), она позволяет повысить интерес обучающихся к рассматриваемому материалу благодаря возможностям анимации и мультипликации. Использование интерактивной доски позволяет прямо на уроке создать проблемную ситуацию, и разрешить ее с помощью виртуальной лаборатории или мини-исследования.
Очевидно, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе, позволяет заинтересовать своих учеников, повысить успеваемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом и считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.
Говоря о качестве образования, нужно помнить, что наиболее эффективный способ его повышения – это заинтересованность детей в учебном процессе.
Поэтому проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Для этого необходимо
Во-первых, вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники захотели выходить за рамки урока.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, использовать строгий контроль знаний.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают не только видеосюжеты и презентации, но и выполняемые прямо во время урока эксперименты, которые можно демонстрировать всему классу на экран с помощью документ-камеры. С помощью документ камеры можно показать учащимся образец выполнения какого-либо задания, решение задачи, выполненной одним из учащихся. Очень удобно использовать документ-камеру для проверки письменной домашней работы. Работа в тетради проецируется на экран, а ученик комментирует свое решение. Это значительно ускоряет процесс проверки, повышает мотивацию к обучению и правильному аккуратному ведению записей. Я использую документ-камеру для работы с бланками ЕГЭ и ГИА, для демонстрации иллюстраций, таблиц и схем, показа мелких объектов и демонстрационных опытов.
Еще один важный аспект повышения качества образования - контроль знаний, который осуществляется на каждом уроке, в каждом классе.
Контроль качества знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер и проблемы усвоения, наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии на этапе контроля знаний.Особое место сейчас занимает тестовый контроль как наиболее объективная форма оценки знаний учащихся. Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Тесты позволяют выявить не только уровень знаний учащихся, но и степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. При проведении анализа результатов тестирования по классу просчитывается процент качества и успеваемости, учитываются результаты освоения тем каждым учеником. Результаты тестирования помогают правильно организовать итоговое повторение, с учетом особенностей работы в данном классе.
Для проведения тестирования учащихся я использую систему интерактивного голосования InterwirteResponse, которая является средством контрольно-оценочной деятельности, она открывает большие возможности перед учителями в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.
Система оперативного контроля знаний позволяет активизировать работу учащихся, осуществляя оперативную обратную связь, проводить текущий, рубежный, итоговый и др. виды контроля знаний.
Система интерактивных опросов InterwirteResponse предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу учащихся система контроля Interwirte Response, которая за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их учителю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов. Просмотреть отчет можно по каждому ученику отдельно и в диаграмме в целом. Такие опросы вызывают живой интерес учащихся, по окончании каждый видит свою оценку.Интерактивную систему тестирования можно использовать на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся.
Для тестового контроля знаний я использую и онлайн-тесты, созданные и размещенные мною на сайте videouroki.net. Они помогают учащимся осуществлять самоконтроль при освоении нового материала, при повторении тем и разделов, при подготовке к контрольным работам. Кроме того, учитель может организовать тесты с функцией просмотра ошибок. Результаты учащихся можно посмотреть в сводной таблице, доступны данные о времени выполнения работы, и ответах учеников на вопросы. Оценка за работу выставляется автоматически после прохождения теста.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Литература
Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Селевко Г.К. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Практикум по системам оперативного контроля знаний: учебно-методическое пособие/ А.Ю. Квашнин, Рабинович П.Д.,-М.:,2012 –76 с.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя химии/С.И.Абрамова - М.: Чистые пруды, 2010 -32 с.
Современные технологии в процессе преподавания химии/ С.В. Дендебер, О.В. Ключникова – М.: 5 за знания, 2007 – 112 с.