Яковлева Алла Александровна,
МАДОУ «Детский сад № 107 общеразвивающего вида»,
г. Сыктывкар, Россия,
e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация: в статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической работе воспитателя
Ключевые слова: детский сад, информационно-коммуникационные технологии, воспитатель
Yakovleva Alla Aleksandrovna,
MADOU "Kindergarten No. 107 of General development type",
Syktyvkar, Russia
USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTION (FROM WORK EXPERIENCE)
Annotation: the article discusses the use of information and communication technologies in the pedagogical work of a teacher
Keywords: kindergarten, information and communication technologies, teacher
В современном обществе с каждым днем все больше увеличивается объем информации, ее формы, виды и источники, распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий. Для педагога использование информационных технологий является важным инструментом его профессиональной деятельности и одним из источников профессионального роста. [2, с.18].
Использование ИКТ в практике воспитателя – актуальная проблема дошкольного воспитания. В нынешнее время постоянно происходят события, определяющие ускоренное развитие интернет-технологий в детских дошкольных учреждениях, формируются и преобразуются электронные ресурсы в сфере дошкольного образования.
Под ИКТ следует понимать информационно-коммуникационные технологии, а именно использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер и других подобных устройств.
В процессе своей работы мы используем ИКТ по нескольким направлениям: ведем необходимую документацию, создаем и храним учебно-методические рекомендации и комплексы, организуем воспитательно-образовательный процесс с детьми, взаимодействуем с родителями (законными представителями) воспитанников.
С помощью компьютера ведение документации становится легче, т.к. сделав ошибку, можно ее быстро исправить, дополнить необходимой информацией документ. Ведение документации в электронном формате существенно сокращает время по ее заполнению, облегчает хранение и доступ к информации. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Современные требования в образовании диктуют свои правила: без использования ИКТ не обойтись при подготовке педагога к аттестации. Собирая необходимые документы для получения квалификационной категории, воспитателю не обойтись без компьютера, сканера, принтера, фотокамеры, интернета и т.п. Их использование значительно уменьшает траты на покупку бумаги, т.к. портфолио сдается в электронном виде на USB-носителе, сокращает время на поиск необходимой методической литературы, т.к. многие методические материалы есть в сети интернет в свободном доступе. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, интернет-конференциях, конкурсах и т.д.
Многие воспитатели, в том числе и я, имеют свои странички на сайте https://ped-kopilka.ru , https://infourok.ru , https://maam.ru . Здесь публикуются авторские статьи, педагоги участвуют в различных конкурсах, делятся с коллегами своими достижениями.
В детском саду педагоги активно используют средства ИКТ на методических мероприятиях. Это консультации, педагогические советы, семинары и т.п. Для общения и оперативного информирования сотрудников с актуальной информацией старший воспитатель нашего ДОУ создала группу в WhatsApp.
Организация воспитательно-образовательной работы с детьми также не обходится без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ открывают перед педагогом безграничные возможности для эффективной творческой работы. В «арсенале» есть множество презентаций на различные темы, комплексы гимнастики, физкультминутки, картотеки игр, наблюдений и т.д.
Чтобы занятия в детском саду были достаточно эмоциональными, яркими, привлекательными для детей, мы используем в своей практике звуковые и видеозаписи, множество иллюстрированного материала. Все это помогает обеспечить компьютерная техника с ее возможностями.
Следует заметить, что детям очень нравится использование ИКТ в образовательной деятельности. Разумное использование данных технологий развивает у детей любознательность, внимание, наблюдательность, речь и мышление. Демонстрация материала с помощью медиа-техники позволяет проводить занятия в более интересной и динамичной форме. С помощью информационно-коммуникационных технологий можно значительно повысить продуктивность образовательного процесса, эффективнее использовать основные принципы дидактики.
ИКТ в дошкольном образовании великолепно интегрируются в развивающие процессы наряду с музыкальными видами детской деятельности. Мультимедийные музыкально-дидактические игры позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей. [1, с.11].
Очень помогают информационно-коммуникационные технологии и в различных видах деятельности по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Мы используем в своей работе музыкальные физкультурные (динамические) паузы, организуем релаксационные упражнения с использованием аудиосредств, подвижные игры различной подвижности с музыкальным сопровождением, 1 раз в неделю утренняя гимнастика проходит под музыку.
Средства ИКТ позволяют сотрудничать и с родителями (законными представителями) воспитанников. В нашем детском саду есть у каждой группы своя страничка в социальной сети Вконтакте. Воспитатели делятся актуальной информацией с родителями, выкладывают фотоотчеты различных мероприятий, размещают объявления и т.д. Вконтакте родители создают свои чаты, где общаются друг с другом, делятся мнением, размещают вопросы.
Помимо группы Вконтакте, на сайте нашего дошкольного учреждения есть странички каждой группы. Мы, педагоги, размещаем здесь различные планы (план развития развивающей предметно-пространственной среды, план работы с родителями, план по сохранению и укреплению здоровья воспитанников), публикуем отчеты по пройденным мероприятиям группы. На страничке имеются возрастные особенности детей, задачи обучения на учебный год и т.д.
В такое непростое время дистанционные технологии приходятся как никак кстати. В связи с пандемией массовые мероприятия под запретом, и мы проводим родительские собрания с помощью презентаций, видеоконференций, а так же дублируем информацию, выкладывая ее в группе. Дистанционно проводим конкурсы: родители отправляют видео-ролики и фотографии на почту воспитателей и педагогов-организаторов.
Родители воспитанников помогают и в воспитательно-образовательном процессе: они распечатывают цветные иллюстрации, фотографии, раскраски и т.п.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста – это преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых средств, направленных на его развитие.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые в работе воспитателя, объединяют детей, педагогический коллектив и родителей воспитанников в единый многоплановый процесс.
Библиографический список
Горбунова, Н.А. Мультимедийные музыкальные игры как средство формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А.Горбунова// Информационно-коммуникационные технологии в образовании «ИНФОКОМИТЕХ-20015»: сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции (Сыктывкар, 10-11 декабря 2015 года): в 2 ч. Ч.2. – Сыктывкар. – С.10-14.
Пестов, С.А. Проблемы формирования информационной компетентности педагога и использование САПР [Текст]/ С.А.Пестов// Информационно-коммуникационные технологии в образовании «ИНФОКОМИТЕХ-20015»: сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции (Сыктывкар, 10-11 декабря 2015 года): в 2 ч. Ч.2. – Сыктывкар. – С.18-20.