Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ изобразительной деятельности, как повышение качества эффективности образовательного процесса
Подготовила: учитель ИЗО
МБОУ «КПСОШ №1» НМР РТ
Бургантдинова Юлия Афанасьевна
Арт – терапия для детей ОВЗ
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?
- Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
- Снижение уровня стресса.
- Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
- Преодоление возрастных кризисов.
- Решение семейных конфликтов.
- Повышение навыков коммуникации.
- Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
- Проработка психологических травм. Преодоление фобий.
Техника «Мандала»
Цель: диагностика и коррекция эмоционального состояния ребенка.
Материалы : листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.
Правила работы с детьми
- Предоставить выбрать из набора мандалу.
- Предложить выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
- Практиковать использование музыкального сопровождения.
- Не вмешиваться в работу ребенка без его согласия.
- Находиться чуть в стороне и наблюдать за ним.
- То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.
Мандала
«Посмотри, какой̆ волшебный̆ круг!
Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».
Значения цветов
Красный — уверенность в себе, много – агрессивность.
Оранжевый —завышенная самооценке, трудность в общении.
Желтый — солнечный цвет, прибавляет оптимизм, радость.
Зеленый —сила родительских чувств, много — гиперопека.
Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, развитая интуиция.
Голубой — дружелюбия, отзывчивости.
Фиолетовый — центр мандалы - сильная связь автора с матерью.
Коричневый —желание стабильности, безопасности.
Черный — депрессивное состояние.
Белый — духовность, если много - отсутствии энергии
Техника «Фототерапия»
Цель и задачи :
развивает творческие способности;
расширяет кругозор;
помогает замечать происходящее вокруг;
учит жить «здесь и сейчас»;
рушит шаблонное мышление;
повышает уверенность в себе;
позволяет понять свой внутренний мир;
устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния; снимает нервное напряжение;
помогает отвлечься;
улучшает взаимоотношения с близкими. Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК.
Примерные темы
фотомарафона:
«Весна... Пробуждение»,
«Мои отражения»,
«Парад фантазий»,
«Свет и тень»,
«Натюрморт»…
Каждый снимок рассматривается и обсуждается.
Техника «Мобильный фоторепортаж»
Цель: получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего.
Примерные темы фотомарафона:
«Один день из моей жизни»,
«Перемена в школе»,
«Красивые уголки школы»,
«Мои учителя»…
Предлагается сделать фотохронику снимков. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название.
Техника «Арт и Фото»
Цель : снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений. Материалы : бумага или картон, заготовки из картона в форме овалов, ножницы, краски, кисти, стаканчик для воды, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга, смартфон, или планшет
Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги формата А3 любимое животное. Сфотографироваться. Обсудить фотографии.
« Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».