СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ в обучении химии как необходимое условие современного урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье отражено использование ИКТ  в обучении химии как необходимое условие современного урока

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в обучении химии как необходимое условие современного урока»

Использование ИКТ в обучении химии как необходимое условие современного урока



Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Так же замечается, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения [9].

Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось придти еще и еще, и вновь, с интересом и увлечением, раскрывать новые тайны твоего предмета. Но как этого достичь? Почему многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны и ученики считают минуты до его конца? Интерес у ребенка должен возникнуть с первой минуты урока или, наверное, еще раньше, когда ребенок заходит в класс.

А что интересно нашим детям? Вот с чем необходимо считаться, и строить учебный процесс так, чтобы персональный компьютер и интерактивная доска стали незаменимыми "помощниками" на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока.

В современной образовательной деятельности не обойтись без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. При использовании на уроках химии различных мультимедийных средств и интерактивного комплекса учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике. Особенно удобными являются задания самоконтроля и тестов, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися [11].

Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностноориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. В работе используются информационно-коммуникационные технологии в целях повышения качества обучения. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах урока: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Кроме уроков, данное оборудование с успехом можно применять на внеклассных мероприятиях, для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям, олимпиадам и единому государственному экзамену.

На уроках во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления используются презентации, мультимедийные электронные учебники и CD- диски. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Учащиеся также самостоятельно готовят презентации по отдельным темам, например, тема “Органические вещества”, “Углеводы”, “Природные источники углеводородов” и др. учащиеся представляют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники и учебники, Интернет. На уроках проходит конкурс презентаций; главным критерием является умение выбирать главное, наиболее интересное, имеющее отношение к жизнедеятельности человека. Отбираются самые лучшие и использую их как наглядный материал. Из опыта наблюдается, что данная форма работы развивают учебную мотивацию, даже слабые учащиеся стараются выполнить работу, тянутся за более сильными, что особенно меня радует.

На занятиях используются мультимедийные электронные учебники и пособия на CD-дисках: “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс”, “Химия для всех. Решение задач”, “Уроки химии Кирилла и Мефодия”; “Химия – Просвещение”; “Химия - базовый курс”; “Химия в школе”; “Химия. 8 класс”; “БЭНП (библиотека электронных наглядных пособий) по химии”, “Подготовка к ЕГЭ по химии”. Подобные электронные пособия имеются по многим темам и их содержание известно всем.

А вот “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс” уникальна. Что самое интересное, не имея ни одной пробирки, ни одного химического вещества, в рамках этой программы можно проделать опыты. Для этого есть помощник, который подсказывает шаг за шагом действия ученика и указывает на его ошибки. До начала эксперимента ученик должен пройти тест по технике безопасности. Очень хорошо показаны изменения, происходящие в эксперименте, которые можно виртуально сфотографировать и сохранить в рабочей тетради.

“Виртуальная лаборатория для 8-11 кл.” включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в “Лабораторный журнал”, “сфотографировать” с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций. Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта.

При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям. При работе в виртуальной лаборатории учащиеся имеют возможность для понимания сущности химических реакций, так как они могут увидеть эти процессы на молекулярном уровне.

В состав “Виртуальной химической лаборатории” входит “Конструктор молекул”, предназначенный для построения трехмерных моделей молекул органических и неорганических соединений. Использование трехмерных моделей молекул и атомов для иллюстрации химических явлений обеспечивает понимание на всех трех уровнях представления химических знаний: на микро-, макроуровнях и символьном. Понимание поведения веществ и сущности химических реакций становится более осознанным, когда есть возможность увидеть процессы на молекулярном уровне. Реализованы ведущие идеи парадигмы современного школьного химического образования: строение - свойства - применение.

Наверное, вершиной применения ИКТ в учебном процессе является использование Интернета. Во многих учебных заведениях сейчас Интернет доступен. Прямо на занятиях вместе с учащимися можно совершать путешествия на производства различных органических и неорганических веществ, открывать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых-химиках, посещать другие нужные для получения информации сайты. В условиях общеобразовательной системы, когда число часов на изучение химии немного, ИКТ помогают учащимся успешно освоить учебные программы по химии. А использование современных средств обучения (компьютер, Интернет, интерактивный комплекс), не снижая ведущей роли преподавателя, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.